Совершенствование управления предприятием в области логистики, диплом

Совершенствование управления предприятием в области логистики, диплом

 

Совершенствование управления предприятием в области логистики, диплом

План (содержание) работы Совершенствование управления предприятием в области логистики:

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Роль логистики в достижении конкурентоспособного преимущества предприятия

Краткая характеристика современных логистических систем

Организация службы логистики на предприятии

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ТРАНС-ЛОГИСТИК» В СФЕРЕ ЛОГИСТИКИ

Общая характеристика ООО «Транс-Логистик»

Анализ эффективности управления в области логистики на предприятии

Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию управления в области логистики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Выдержка из дипломной (выпускной квалификационной) работы по логистике Совершенствование управления предприятием в области логистики:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время происходит бурный рост объема производства, существенное увеличение спектра предлагаемых товаров и услуг, предлагаемых различными фирмами, а также расширение торговых сетей как в розничной, так и в оптовой сферах, модернизация систем товаропродвижения, строительство новых складских мощностей, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на объем продаж фирмы и существенно увеличивает значение логистики в сфере управления хозяйствующим субъектом.

 

Смотрите так же: Решение задач по логистике

 

Более того, в современной экономической среде невозможно представить какую-либо серьезную торговую или промышленную фирму, которая бы не осуществляла решение задач в логистической области. Например, логистика в работе фирмы может существенно улучшить показатели товарных, финансовых и информационных потоков, а также в значительное мере уменьшить период времени между покупкой необходимого сырья и комплектующих и поставкой произведенной продукции покупателям, позволяет в значительной мере уменьшить расходы, связанные с формированием и содержанием различных видов запасов.

Размещено на www.rnz.ru

Важность изучения значения логистики в системе управления хозяйствующим субъектом также обусловлена и тем фактом, что, согласно информации МВФ, расходы на логистику составляют на уровне хозяйствующих субъектов в целом от 4% до 30% доходов, а у европейских фирм данный показатель находится в диапазоне от 9% до 11%.

Логистическая система хозяйствующего субъекта выступает одним из наиболее сложных и при этом четко функционирующих механизмов, который соединяет в себе самые разнообразные элементы. Деятельность логистической системы без перебоев в существенной мере зависит от точного функционирования каждого из входящих в её состав элементов, залогом которого выступает безупречность применяемых методик и технологий, что, следовательно, говорит о важности исследования механизма функционирования логистической системы на каждом хозяйствующем субъекте.

Также актуальность исследования значения логистики в управлении фирмой обусловлена расширяющейся глобализацией самой сферы производства и сбыта товаров, что приводит к повышению роли логистики в каждой фирме, так как существенную долю расходов образуют расходы хозяйствующего субъекта, связанные с транспортным обслуживанием процессов снабжения и сбыта. Например, если фирма для снижения производственных расходов ищет сырье по наименьшей цене за пределами страны, то при этом существенным образом возрастут расходы на логистику.

Кроме того, из-за широты и многогранности рассматриваемой проблемы, требуется комплексное исследование функций и целей использования комплекса логистики хозяйствующим субъектом в каждом конкретном случае, что, следовательно, подтверждает актуальность рассмотрения изучаемой проблематики.

Логистика является важной работой, которая позволяет задействовать широкий спектр возможностей как практического применения как трудовых, так и материальных ресурсов, которые, в свою очередь, оказываю существенное влияние на систему национального производства в целом.

Логистическое управление значительным образом оказывает влияние на положение финансово-экономического, а также нормативно-правового обеспечения в системе современного рыночного хозяйства. Указанный фактор требуется, прежде всего, отнести к сфере услуг автомобильного транспорта, организации складского хозяйства, организации и оказания автотранспортных услуг на предприятиях - посредниках.

Существенной новацией логистического подхода в сфере руководства фирмой выступает организация гармоничного взаимодействия всех указанных аспектов деятельности для решения задачи создания товаропроводящих схем, которыми можно легко управлять и при этом они отличались бы высокой эффективность своего функционирования.

Указанными обстоятельствами определяется актуальность темы дипломной (выпускной квалификационной) работы: Совершенствование управления предприятием в области логистики.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Роль логистики в достижении конкурентоспособного преимущества предприятия

Существуют различные подходы к определению термина «логистика». Большинство из них связывают это понятие с материальным потоком и потоком информации. Всю совокупность определений логистики можно разделить на две группы. Первая группа определений трактует логистику в качестве направления хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. Другая группа определений трактует логистику в качестве междисциплинарного научного направления, которое непосредственно связано с поиском новых возможностей увеличения эффективности материальных и информационных потоков. В отечественной литературе наибольшее распространение получил подход к логистике как научно-практическому направлению хозяйствования, заключающемуся в эффективном управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения. В целом можно говорить о том, что логистика является наукой об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Использование логистических систем в управлении хозяйствующим субъектом является одним из эффективных методов снижения величины затрат на транспортные издержки и организацию складского хозяйства, а также позволяет добиться высокого уровня конкурентоспособности любого хозяйствующего субъекта. Принципы логистики активно используются при работе зарубежных фирм и бизнес-структур. К сожалению, в условиях нынешней системы российского бизнеса и производственной среды, в условиях все возрастающего уровня конкуренции, многогранностью и высокой сложностью развития экономической среды, имеется необходимость осуществления анализа и переосмысливания принципов работы фирмы.

Эффективным методом решения этой проблемы может быть применение принципов и методов логистики на российских фирмах. Исследование опыты работы таких флагманов мировой экономики, как, например, Toyota или IBM, позволяет говорить о том, что использование принципов и методов логистики позволяет добиться высокого уровня конкурентоспособности товаров и услуг, которые предлагает предприятие рынку. В данном случае эффективность функционирования хозяйствующего субъекта, который использует принципы и методы логистики в процессе производства и сбыта, может быть достигнута путем снижения уровня себестоимости продукции, увеличения ее качества и надежности поставок продукции контрагентам. [12]

Правильное применение методов и принципов логистики позволяет фирме получить следующие преимущества: повысить производственную эффективность, снизить величину расходов на трудовую деятельность и на потери рабочего времени, а также увеличить уровень рентабельности производственной деятельности фирмы. При этом необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что неправильная организация логистической систему управления на фирме может стать фактором серьезных финансовых потерь. Например, в результате неправильно организованной логистической системы на фирме могут возникнуть следующие проблемы: ухудшиться качество обслуживания потребителей, рост расходов на эксплуатацию производственных мощностей, неэффективная работа потоков материальных ресурсов и т.п.

Среди множества изменений, которые произошли в теории и практике управления коммерческим предприятием начиная со второй половины XX в., возможно, наиболее важные связаны с повышением интереса к поиску способов обеспечения продвигаемому товару более высокого уровня ценности в глазах потребителей. Такому повороту событий современные предприятия в значительной мере обязаны Майклу Портеру, который проводимыми исследованиями и своими публикациями сумел обратить внимание руководителей к важности достижения конкурентных преимуществ как фактора повышения прибыли и других аспектов результативности работы предприятия.

Одно из понятий, которое стал применять М. Портер, получило наименование «ценностной цепочкой». Как указывал М.Портер, конкурентное преимущество невозможно понять без анализа всего предприятия в целом. Оно формируется из множества обособленных видов деятельности, которые предприятие осуществляет в процессе проектирования, производства, продвижении и сбыта, последующей сервисной поддержке своего товара и т.п. Каждый из осуществляемых видов деятельности является фактором, влияющим на объем расходов предприятия и на формирование индивидуализации его товара. Ценностная цепочка дезагрегирует деятельность предприятия на стратегически важные направления работ для того, чтобы обеспечить достоверный анализ поведения затрат, а также имеющихся и возможных источников индивидуализации. Предприятие получает конкурентное преимущество за счет того, что реализует данные стратегически важные виды деятельности с меньшими издержками и более качественно, чем это делают его конкуренты.

Виды деятельности, формирующие ценностную цепочку (см. рис. 1), можно разделить на две группы: основные (отправка грузов, операции, получение грузов, маркетинг и сбыт, обслуживание) и вспомогательные (формирование инфраструктуры, управление персоналом предприятия, инновации и НИОКР, проведение закупок).

Рисунок 1 - Ценностная цепочка

Вспомогательные виды деятельности являются по своей сути интегрирующими функциями, которые пересекаются с различными основными видами деятельности предприятия. Формирование конкурентного преимущества зависит от того метода, который применяет предприятие для организации и реализации таких дискретных видов деятельности в рамках ценностной цепочки. С целью достижения конкурентного преимущества предприятию необходимо провести доставку ценности своим потребителям при помощи более эффективного осуществления этих видов деятельности в сравнении с другими фирмами либо посредством осуществления таких видов деятельности особым методом, который обеспечивает для предприятия достижение более высокой степени индивидуализации. [9]

Управление логистикой, как это может быть доказано, позволяет упростить предприятию достижение конкурентного преимущества как в сфере затрат, так и в ценности товара (продукции).

Рисунок 2 - Получение конкурентного преимущества за счет применения логистики

Как показывает рис. 2, имеется ряд реальных методов увеличения производительности посредством эффективного использования логистики. Возможности более рационального использования производственных мощностей, снижения величины материально-технических запасов и более тесной интеграции с поставщиками на уровне планирования являются очень существенными. Также нельзя игнорировать и перспективы получения рыночного преимущества в ценности посредством более высококачественного обслуживания потребителей. Метод, посредством которого фирма осуществляет обслуживание своих клиентов, выступает одним из существенных факторов обеспечения индивидуализации. Таким образом, лидерами рынка будут являться те предприятия, которые смогут добиться двойного превосходства над конкурентами: в уменьшении затрат и в повышении качества обслуживания покупателей.

Философия, являющаяся основой концепции логистики, трактует планирование и координацию движения материальных потоков от поставщика к потребителю как интегрированную взаимосвязанную систему мер, а не как некую последовательность обособленных действий, как это имеет место в нелогистических концепциях. Поэтому в процессе управления логистикой появляется задача интеграции рынка, сети сбыта, производственного участка и закупочной деятельности таким способом, чтобы добиться обслуживания клиентов на более высоком уровне и с более низками затратами. То есть требуется решить задачу достижения конкурентного преимущества как за посредством уменьшения затрат, так и при помощи улучшения сервиса.

Из предыдущих замечаний покажется очевидным, что назначение управления логистикой заключается в планировании и координации всех тех видов деятельности предприятия, которые требуются для достижения необходимых уровней обслуживания и качества при настолько низких затратах, насколько это возможно. Логистика затрагивает многие сферы деятельности предприятия - от управления снабжением сырьем до доставки произведенной продукции покупатель. На рис. 3 представлено графическое отображение системной концепции логистики. С системной точки зрения управление логистикой является формой удовлетворения запросов покупателей при помощи координации материальных и информационных потоков, осуществляющих движение от рынка через предприятие, имеющее производственные возможности, и далее к поставщикам. Очевидно, что для достижения такой широкой интеграции предприятию необходима совершенно другая ориентация, чем обычно имеет место в традиционных предприятиях.

Рисунок 3 - Процесс управления логистикой

Например, в течение длительного периода маркетинг и производство трактовались в качестве во многом самостоятельных видов деятельности. В лучшем случае они мирно соседствовали друг с другом, а в худшем - выступали прямыми конкурентами за бюджет предприятия и по другим вопросам. Приоритеты и цели производства как правило соотносились с ростом его эффективности, что обеспечивалось посредством организации длительного массового производства продукции, снижения периода создания новых видов продукции и улучшения старых, а также при помощи стандартизации продукции. При этом маркетинговая деятельность была нацелена на достижение конкурентного преимущества при помощи расширения спектра предложения товаров, повышения уровня обслуживания и частого предложения покупателю новинок. [6]

В современной нестабильной экономической системе сферы производства и маркетинга больше не могут существовать обособленно друг от друга. Очевидно, что конфликты между службами производства и маркетинга на предприятии являются теперь в высшей мере контрпродуктивными с точки зрения достижения общих целей фирмы. И поэтому не является случайным то обстоятельство, что производство и маркетинг находятся в фокусе самого пристального внимания многих ученых. Маркетинг, являясь концепцией и идеологией ориентации на потребителя имеет в настоящее время в рыночной экономической среде значительно более широкое распространение, чем когда-либо ранее. Современная экономика исходит из того, что понимание и удовлетворение потребностей покупателей является фундаментальным фактором экономического выживания предприятия. При этом стремление к повышению уровня конкурентоспособности посредством уменьшения затрат привело к повышению роли производственного менеджмента.

Решение задачи обеспечение конкурентоспособности не только по издержкам, но и по обслуживанию привело к широкому внедрению различных систем гибкого производства, использованию новых методов при формировании запасов материальных ресурсов, которые основываются на планировании заказов материалов, способов осуществления поставок «точно в срок» а также, что, не менее важно, постоянное увеличение роли качества выполнения работа по всей цепочке от производства до послепродажного обслуживания. Также имеет место растущее понимание той ключевой роли, которую занимает в настоящее время материально-техническое обеспечение в формировании и сохранении конкурентного преимущества как важнейшей составляющей интегрированного логистического процесса. Наиболее передовые предприятия постоянно обращают внимание на вопросы снабжения в процессе формирования стратегических планов. Помимо того, что во многих предприятиях издержки на покупку необходимых материальных ресурсов и комплектующих образуют значительную долю их суммарных затрат, имеются также и существенные возможности для роста профессионализма и компетентности поставщиков посредством достижения более высокого уровня интеграции логистических процессов между продающими и покупающими предприятиями.

Таким образом, в современных рыночных условиях логистика выступает, по сути, такой интегрирующей системой, которая позволяет сформировать системный взгляд на предприятие в целом. Она представляет собой главным идеологию концепцию планирования, которое нацелено на формирование такой системы, при помощи которой запросы покупателей могут быть преобразованы в план и стратегию производства и которые, в свою очередь, будут связаны со стратегией и планом закупок различных ресурсов. В идеальной ситуации требуется существование мышления в рамках единою плана, который должен заменять собой разрозненные планы служб маркетинга, сбыта, производства и снабжения. В этом и заключается назначение управления логистикой, позволяющей добиться конкурентного преимущества компании. Логистика в настоящее время для преуспевающего предприятия должна является таким же неотъемлемым элементом функционирования, как маркетинг, применение информационных технологий, и, в конечном итоге логистика является одной из важных составляющих конкурентоспособности предприятия.

1.2 Краткая характеристика современных логистических систем

Имеются два базовых вида логистических систем: «толкающие» или «выталкивающие» системы и «тянущие» или «вытягивающие» системы. Особенностью «толкающих» систем является то, что при прохождении ресурсов по логистической цепочке осуществляется их «выталкивание» с одного этапа на другой (или от одного звена цепи на другое, от одной логистической подсистемы в другую), в независимости от того, готова ли система осуществить прием этих ресурсов на том или ином этапе. Созданная готовая продукция в финале «выталкивается» на рынок. Особенностью «тянущих» логистических систем является то, что выполняется передача продукции от одного этапа прохождения логистической цепочки в другой исключительно в зависимости от необходимости, т.е. как бы «вытягивание» одной логистической подсистемой из другой. Поставки готовой продукции покупателю осуществляются в строгом соответствии с его спросом.

В процессе эксплуатации «толкающие» логистические системы являются более надежными, так как имеющийся в них запас может удовлетворить существенные колебания спроса по величине, а также добиться более устойчивой работы фирмы, не зависящей напрямую от организации работы снабжающих предприятий. [3]

«Тянущие» логистические системы более хорошо приспособлены для удовлетворения частых и незначительных колебаний спроса по номенклатуре, свойственных рыночной системе, так как в них почти не имеется запасов. Важным фактором эффективной работы таких систем выступает связь с надежными поставщиками и потребителями, строгое соблюдение сроков поставки. Из-за указанных причин "тянущие" логистические системы в чистом виде не являются широко распространенными как в РФ, так и в большинстве развитых государств. Используются они преимущественно в Японии, что многие ученые и аналитики связывают с менталитетом, образом жизни и спецификой работы граждан этой страны. В практике работы предприятий применяются и комбинационные логистические системы, применяющие на различных этапах своего функционирования принципы выталкивания или вытягивания продукции.

Имеются и другие логистические системы, например, следующие:

- логистическая система, применяющая «точку заказа»;

- система договоров с предприятиями-посредниками;

- система «точно-в-срок» («JIT»);

- программная система планирования потребностей/ресурсов MRP и её модификации MRP II, DRP, DRP II;

- система «тощее производство».

Охарактеризуем логистическаую систему, применяющую «точку заказа». Данная система является системой «толкающего» типа, базирующаяся на принципах хранения запасов сырья на складе. В случае уменьшения величины запаса на складе до заданного уровня, именуемого «точкой заказа», формируется заказ на поставку или на производство новой партии необходимой продукции (сырья). В рассматриваемой системе материальный поток проходит довольно длинную цепь перед тем, как попасть в производство или в продажу. Все стадии движения ресурса документально контролируются. С целью достижения устойчивой работы этой системы в ней, как правило, дополнительно формируются страховые или резервные запасы.

Несмотря на необходимость нести затраты на создание и содержание складского комплекса, работников склада, транспортные средства, применяемые на складах, убытки от хранения запасов и убытки, вытекающие из замораживания капитала в запасах, рассматриваемые системы материального снабжения используются на подавляющем большинстве предприятий как в РФ, так и в зарубежных странах. Это связано с тем, что функционирование такой логистической системы эффективно и в случае колебаний её внутренних и внешних параметров, например, в случае возникновения сбоев в производственном и снабженческом процессах, изменениях периодов поставки, стоимости закупаемой продукции, уровня спроса и др.

Значительный объем документов, требуемых для функционирования рассматриваемой системы материального снабжения, может быть значительно уменьшен при помощи применения современного программного обеспечения и информационных технологий.

Охарактеризуем систему договоров с фирмами-посредниками. Данная система была сформирована в ФРГ в конце 70-х - начале 80-х годов XX в. Ее структура включает меньшее количество звеньев по сравнению с традиционной системой хранения запасов сырья и продукции, и позволяет достичь более коротких связей между снабжающими предприятиями и потребителями. В рассматриваемой системе склады расположены не на самой фирме, проводящей закупку или сбыт товара, а у того или иного посредника, оптово-торговой фирмы, который реализует распределительные функции и имеет собственные торговые склады. Отбор, поставка или сбыт продукции осуществляются этой фирмой-посредником. Преимуществами рассматриваемой системы выступают отказ потребителей от собственной системы складов, высвобождение капитала, находящегося в запасах, уменьшение объема документооборота, возможность осуществления срочных поставок и т.п. В качестве недостатков рассматриваемой системы можно назвать изменение цены на продукцию. Для потребителя эта цена в большинстве случаев увеличивается, так как он приобретает товар у посредника, а для производителя цена снижается, так как он продает имеющийся товар посреднику оптом по уменьшенным ценам. В том случае, когда фирма-посредник используется производителем с целью осуществления сбыта своей продукции, то перед использованием её услуг необходимо тщательное проанализировать её финансовое состояние.

В системе договоров с фирмами-посредниками посредническая фирма может иметь на собственных складах существенный объем товаров, заказываемых у непосредственного производителя. Приобретение товаров у производителя также будет производиться «по точке заказа» с учетом того, что резервные объемы запасов на складе фирмы-посредника, основная задача которой и заключается в хранении продукции, могут быть весьма существенными. Рассматриваемая логистическая система также относится к системам «толкающего» типа. [15]

Охарактеризуем систему «точно-в-срок» (ЛТ). Система ЛТ создана в Японии. Она основана на идее синхронизации процесса получения сырья или продукции с потребностью в них, то есть на гармонизации процессов снабжения, производства и сбыта. По итогам использования системы «точно-в-срок» были существенно снижены объемы незавершенного производства и величина непроизводственных запасов. Логистическая система «точно-в-срок» относится к «тянущим» системам. В этой системе заявки на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции «вытягиваются» от снабжающих фирм.

Система «точно-в-срок» как правило используется в мелкосерийном производстве. Ее основными особенностями выступают:

- гармонизации всех логистических операций во времени;

- минимальный объем запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции;

- отсутствие страхового запаса;

- снижение длительности производственного цикла;

- незначительное количество надежных снабжающих предприятий транспортных фирм при закупках и сбыте товара;

- высокий уровень качества производимой продукции, обязательная проверка качества на рабочих местах;

- эффективное информационное и техническое обеспечение.

Наиболее эффективно принципы логистической системы «точно-в-срок» отражены в системе "КАНБАН" ("KANBAN"). "КАНБАН" является системой организации непрерывного производства, имеющего возможность быстрой перестройки и работающего почти без запасов. Впервые "КАНБАН" была использована в работе японской корпорации "Тойота-Моторс". Одним их основных разработчиков данной системы выступал руководитель инженерного отдела корпорации "Тойота-Моторс". От начала формирования системы до ее внедрения потребовалось 10 лет. Использование такой системы позволило существенно повысить уровень эффективности деятельности предприятия, например, уменьшить период поставки автомобиля от 6-9 до 1 месяца.

Система "КАНБАН" относится к "тянущим" системам, производство по системе "КАНБАН" является поточным, обработка сырья и сборка продукции происходит по этапам, каждый последующий этап осуществляет вытягивание нужного изделия из предшествующего этапа по мере необходимости. При организации работы по системе "КАНБАН" отсутствует фиксированный график производства. Система "КАНБАН" применяется в мелкосерийном производстве. Информационное обеспечение системы "КАНБАН" составляют пластиковые карточки двух видов:

- карточки отбора или транспортировки изделий c-kanban, в которых отображается информация о количестве ресурсов, поступающих от предшествующей на следующую стадию производства;

- карточки заказа или производства p-kanban, в которых фиксируется информация о количестве изделий, производство которых должно быть выполнено на предшествующей стадии.

Можно указать следующий пример функционирования системы "КАНБАН": требуется собрать изделие, для производства которого необходимо изготовить комплектующие. От участка сборки к месту складирования комплектующих приходит транспортное средство с карточками отбора c-kanban. Выполняется погрузка комплектующих на транспортное средство в объеме, который регламентирован в карточках отбора. При этом на месте складирования оставляются карточки заказа или производства p-kanban, на основе которых участок определяет требования к числу и виду изделий, которое необходимо произвести на участке обработки. Транспортное средство приходит с участка обработки, забирает эти карточки заказа и на основании их начинается процесс производства. Все операции точно регламентированы по времени. Таким же образом "точно в срок" осуществляется закупка и поставка продукции. [18]

Необходимыми предпосылками работы системы "КАНБАН" являются следующие:

- недопустимость перемещений изделий без карточек;

- соответствие карточек выпускаемым продуктам на всех технологических стадиях;

- движение продукции в последовательности, соответствующей поступлению карточек;

- контроль качества на месте производства работы, изолирование бракованной продукции на месте возникновения брака и далее она не передается;

- минимальное количество карточек, имеющихся в обращении и определяющих объем производственного запаса;

- принятие решения по выпуску карточек исключительно руководителями производственных участков;

- использование карточек для регулирования ритма производства к небольшим изменениям спроса;

- наличие высококвалифицированных работников;

- мощное техническое обеспечение.

Рассмотрим систему "планирования потребностей/ресурсов" MRP и "распределения продукции" DRP. Система МРП (MRP) является программной реализацией логистической системы "толкающего" типа. Данная система была разработана в США. Фундаментом системы планирования потребностей в материалах являются заказы покупателей и выпуск продукции на основании определенного производственного плана. Система МРП осуществляет перевод производственного расписания в цепочку требований (запросов) на материальные ресурсы с определением времени заказов. Все запросы являются синхронизированными по времени. В случае изменения в расписании производства (плана), объеме различных видов запасов или параметрах продукции система МРП осуществляет перепланирование последовательности заказов.

Входной информацией для системы МРП выступают данные о количестве, качестве и сроках производства конечного изделия. На основе такой информации с учетом возможных изменений в спросе формируется производственное расписание и заполняется база данных о необходимых материальных ресурсах. База данных о необходимых материалах имеет всю необходимую информацию о видах и основных характеристиках сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов и др., требуемых для производства и сборки готовой продукции и отдельных ее элементов. В ней имеются нормы расхода материальных ресурсов на единицу производимой продукции.

База данных о запасах имеет информацию о наличии и объеме производственных, страховых и прочих запасов сырья и материалов на складах, а также о необходимости их пополнения. В данной базе также имеется информация о поставщиках и условиях поставки необходимых запасов ресурсов. Программные средства МРП сначала формирует спрос на конечное изделие. Далее на основании сформированного на предшествующем этапе производственного расписания, информации о необходимых и имеющихся фактически материальных запасов программные средства МРП определяют общую величину необходимых материальных ресурсов и последовательность требований на сырье и материалы, полуфабрикаты, незавершенное производство с учетом величины запасов.

Выходные результаты работы программной системы содержат:

- заказы на сырье с определением поставщиков;

- графики поставки;

- корректировку производственного расписания;

- отчет о наличии запасов сырья и материалов, посредством которого рассчитывается фактическая потребность каждого вида сырья и материалов при помощи вычитания имеющегося его количества из общей потребности в нем;

- отчет о текущем состоянии заказов и материалов в системе МРП.

Система ДРП (DRP) является программным исполнением "толкающей" системы управления распределением продукции. ДРП дополняет работу МРП. Совместное применение указанных двух систем позволяет осуществлять планирование и управление всей последовательности движения продукции от поставщика к производителю и к потребителю. Выходными результатами действия системы ДРП выступают график поставки продукции конечным потребителям и определенная на его базе цепочка требований на пополнение запасов сырья и материалов на складе по каждому типу готовых изделий. Пополнение склада осуществляется на основе "точки заказа". Величина заказа на пополнение готовой продукции зависит от имеющегося объема запасов, рассчитываемого в свою очередь с учетом величины поставок готовой продукции в дистрибутивные сети. [23]

Системы МРП II и ДРП II являются более совершенными версиями систем МРП и ДРП. В них применяются более эффективные способы прогнозирования величины и изменения объема спроса и более современные способы программирования. Так как для работы систем МРП и ДРП необходимы существенные затраты, они применяются на крупных многономенклатурных фирмах. Использование указанных систем позволяет увеличить эффективность планирования потребностей в различных ресурсах, выполнить синхронизацию производственного процесса и процессов доставки и продаж продукции, уменьшить величину запасов сырья и материалов, незавершенного производства и готовых изделий; повысить эффективность контроля объема запасов; снизить логистические издержки; удовлетворить потребности в материалах, комплектующих и продукции.

Несмотря на значительные достоинства систем МРП и ДРП, они не получили широкого распространения в РФ. Это объясняется, в первую очередь тем, что их практическое внедрение требует очень больших финансовых затрат (высокая цена самой системы и расходов по ее адаптации к конкретной фирме), и, во-вторых, с тем, что в РФ имеются аналогичные, но при этом значительно более дешевые программные комплексы. Также в случае желания руководства запрограммировать работу логистической системы своей фирмы и его нежелания приобретать уже имеющийся программный продукт можно, привлекая квалифицированных программистов, создать аналогичную систему, но при этом учитывающую особенности конкретного предприятии.

Рассмотрим систему "тощее производство" (Lean Production). Указанная система была создана в 90-х гг. XX в., и ее наименование связано с уменьшением объема ресурсов, запасов и времени для организации процессов производства в сравнении с общепринятыми системами материального обеспечения. Данная система применяется для мелкосерийных производств. Склады отсутствуют, и требуемые запасы сырья и комплектующих формируются непосредственно на рабочих местах.

В системе "тощее производство" отсутствуют так называемые бесполезные операции традиционного производства:

- складирование материальных запасов;

- перерывы и задержки в производственном цикле (испытания, ожидание сборки и упаковки);

- входной контроль;

- транспортировка на склад сырья и материалов.

Необходимыми аспектами работы рассматриваемой системы выступают:

- выпуск небольших партий деталей за небольшое время;

- применение гибкого перенастраиваемого оборудования;

- высококвалифицированные кадры;

- наличие надежных поставщиков;

- применение системы всеобщего контроля качества, контроль качества продукции у поставщика.

В целом можно сделать вывод о том, что наиболее универсальными и применяемыми в настоящее время на практике являются логистические системы управления материальными потоками "по точке заказа" и их модификации.

1.3 Организация службы логистики на предприятии

С целью систематизации логистических процессов, а также для внедрения логистического управления в повседневную работу предприятий, требуется формирование самостоятельного структурного подразделения в организационной структуре предприятия, - службы логистики, которая находится в непосредственном подчинении руководства предприятия.

На том предприятии, что имеет службу логистики, все функции, требуемые для осуществления качественного и своевременного выполнения заказов, сводятся в единую, централизованно управляемую систему, которая позволяет решать задачи практически любого уровня сложности качественно, эффективно и своевременно. И в данном случае служба логистики не является заменой соответствующих структурных подразделений предприятия. В организационной структуре предприятия практически все функциональные области осуществляют взаимодействие со службой логистики, позволяя добиться оптимального уровня деятельности и устойчивость фирмы. Перед сотрудниками службы логистики предприятия не ставится задача устранения сбоев и разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, их задача заключается в проведении анализа и осуществлении координация в процессе реализации укрупненных блоков задач. Задачей управления на основе логистического подхода является синхронизация потребности в операциях на межфункциональной основе для того, чтобы предприятие смогло достичь поставленной им глобальной цели.

Службе логистики предприятия необходимо тесным образом осуществлять взаимодействие с его различными функциональными подразделениями, для достижения оптимальности их работы и системной устойчивости предприятия. [19]

При этом, как уже говорилось, служба логистики не должна фактически заменять собой соответствующие функциональные службы предприятия. В нормально функционирующем предприятии число и величина заказов могут являться такими, что они не позволят сотрудникам службы логистики эффективно и скрупулезно оценить все детали реализации заказов. По этой причине требуется разграничивать процесс управления заказами от процесса собственно координации. Перед службой логистики предприятия образуется задача не разрешения появляющихся проблем и конфликтных ситуаций, а их анализ и перенаправление по другим службам хозяйствующего субъекта, не погружение в разнообразные и, как правило, сугубо технические детали процесса реализации заказа, а синхронизация укрупненных блоков задач.

При этом без имеющейся в организационной структуре предприятия службы логистики указанная интеграция невозможна. Это является препятствием для эффективной работы предприятия, приводит к невозможности её дальнейшего развития, что остро ставит вопрос о необходимости реорганизации организационной структуры предприятия.

Как известно, предприятиям, ищущим зарубежных контрагентов или инвесторов и при этом имеющих развитые службы управления логистикой, отдается приоритет при заключении различного рода контрактов.

Служба логистики является одним из ведущих структурных подразделений, при отсутствии которого продаваемые товары были бы лишены одного из значимых потребительских качеств - быть доступными покупателю. Формирование службы логистики на предприятии позволят связать в обую систему задачи логистического управления внутренними бизнес-процессами предприятия с бизнес-процессами контрагентов и покупателей. Существенным аспектом в процессе организации службы логистики на предприятии является достижение разумной организации отделов и групп внутри самой службы, для чего необходимо использовать ряд важных принципов.

Принципы управления в звеньях микрологистчисекой цепи (в структурных элементах службы логистики) являются следующими: функциональный принцип; географический принцип; продуктовый принцип; принцип "по поставщику"; принцип "по потребителю"; комбинированный.

Функциональный принцип предусматривает выполнение всего комплекса функций в каждой отдельной подсистеме логистики без его разделения между сотрудниками. Этот принцип применяется, как правило, на предприятиях и в организациях, оперирующих ограниченной номенклатурой потребляемых материальных ресурсов, и, соответственно, незначительной номенклатурой реализуемой продукции. При увеличении номенклатуры потребляемых материальных ресурсов возникают проблемы, связанные с расширением штата сотрудников в отделе закупки и на складе. Функциональная структура имеет определенный "порог" количественного состава материальных ресурсов и готовой продукции, превышение которого приводит к необходимости перестройки организационной структуры.

Географический принцип представляет собой разделение рынка, например, по регионам, по каждому из которых осуществляется весь комплекс логистических функций соответствующими отделами или группами службы логистики. Как правило, такой принцип организации характерен для предприятия, имеющего головную структуру и филиалы в регионах, по которым выполняются все работы, связанные с логистическими функциями. Географический принцип используется при организации процесса закупок и сбытовой деятельности. Процесс закупок при использовании данного принципа усложняется тем, что одноименный продукт (конкретное наименование, типоразмер) может приобретаться одновременно в разных регионах (странах) различными секторами отдела закупок. Следовательно, необходима четкая координация структур внутри отдела закупок по распределению объемов одноименной продукции между ними. [13]

Продуктовый принцип используется на предприятиях в отделах закупок и продаж, а также на складах (материальных ресурсов и готовой продукции), на которых потребляется значительная номенклатура материально-технических ресурсов и реализуется также значительный ассортимент промежуточной или конечной готовой продукции. Данный принцип предусматривает создание в отделах отдельных групп (секторов), занимающихся определенной, ограниченной номенклатурой или ассортиментной группой конкретных продуктов.

Принцип "по поставщику" используется на предприятиях и в организациях, на которых значительный ассортимент материальных ресурсов поступает от одного конкретного поставщика. В этом случае в отделе закупок службы логистики отдельный сотрудник занимается только данным поставщиком и соответствующей номенклатурой материальных ресурсов, которую он поставляет предприятию.

Принцип "по потребителю" применяется на предприятиях и в организациях, которые имеют длительные производственно-хозяйственные связи, например, с производственным дистрибьютором, который приобретает определенный ассортимент продукции предприятия в значительных объемах. В этом случае в отделе продаж службы логистики отдельный сотрудник занимается только данным потребителем и соответствующей номенклатурой реализуемой продукции.

Комбинированный принцип представляет собой сочетание приведенных выше организационных принципов, используемых в отделах службы логистики предприятия или организации. В основном это сочетание присуще отделам закупок и продаж. Возможен также вариант, при котором на складе готовой продукции комплектованием заказов и формированием транспортных партий продукции для одного конкретного потребителя занимается определенный сотрудник, но при этом склад организован по продуктовому принципу.

Весьма значительной функцией службы логистики предприятия выступает доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение произведенных изделий к месту хранения. Недостаточный уровень взаимосвязи производства и логистики в процессе исполнения указанной функции приводит к повышению объема запасов на различных участках, а также дополнительно повышает нагрузку на производство.

Наиболее сложной является структура движения информационных потоков, в центре которой расположена служба логистики предприятия. Необходимо эффективно и рационально организовать движение информации внутри предприятия при помощи разработки, внедрения и применения информационных систем с целью управления материальными и финансовыми потоками. Указанные системы позволяют сотрудникам службы логистики вырабатывать верные управленческие решения в процессе выполнении различных логистических операций. Требуется сформировать единую систему автоматизации движения информационных потоков вместо обособленных информационных участков каждой службы в структуре управления предприятия. Эффективного регулирования материальных потоков в рамках предприятия можно добиться только посредством выделения соответствующей функции. Постоянно изменяющаяся ситуация формирует объективную необходимость у компании в формировании службы логистики, отсутствием которой является несистемные и несогласованные закупки различных видов ресурсов, неэффективное управление запасами различных видов сырья, недостатки в системе производства и сбыта, к дополнительной нагрузке на склады предприятия. Отсутствие службы логистики во многих предприятиях РФ является в общем результатом исторически сформировавшихся систем управления и в неспособности обосновать организацию службы логистики. [7]

Осуществление функции управления потоками материальных ресурсов в исторически сформировавшихся управленческих структурах представлена на рис. 4.

Рисунок 4 - Традиционная система управления материальными потоками на предприятиях

Важнейшим недостатком такой структуры выступает то, что указанные на рис. 4 группы логистических операций объединены в материалопроводящую функцию в соответствии с классическим, а не в соответствии с системным способом.

Несмотря на то, что различные элементы (операции) присутствуют, их состав формируется случайным образом, таким образом, это приводит к риску, что в случае организации сквозного логистического процесса те или иные операции необходимо будет добавить, а другие - исключить.

Связи между элементами четко не регламентированы и определяются как правило по случайному закону. Сведение элементов в общую функцию специальным образом не производится, нет и носителя данной функции на фирме. Интегративные характеристики таким образом взаимосвязанной и таким образом построенной совокупности элементов в итоге не предоставляют возможности улучшения управления потоками материальных ресурсов на предприятии. В практической деятельности это означает, что логистическая функция разрывается по разным службам предприятия. Например, один отдел фирмы осуществляет закупки сырья и материалов, другой отдел осуществляет содержание запасов, третий отдел отвечает за сбыт произведенной продукции. В данном случае отдела, задачей которого была бы оптимизация сквозного материального потока, проходящего через все предприятие, в организационной структуре управления не имеется.

Логистический подход основывается на управлении всеми элементами сквозного материального потока в качестве единой совокупности. С этой целью на предприятии требуется сформировать обособленную логистическую службу, которая будет осуществлять управление потоком материальных ресурсов, начиная с организации контрактных отношений с поставщиками необходимого сырья и заканчивая доставкой потребителю готовой продукции. [14]

Возможный вариант структура органа управления сквозным потоком материальных ресурсов на фирме показан на рис. 5. Такая структура позволяет сформировать на фирме единую функцию управления сквозным потоком материальных ресурсов. При этом на фирме могут быть и другие структуры, которые позволяют реализовывать функцию логистики.

Рисунок 5 - Структура и функции органа управления сквозным материальным потоком на предприятии

В целом, рассматривая теоретические аспекты логистического управления на предприятии можно сделать вывод о значительном влиянии, которое оказывает логистика на эффективность современного бизнеса. Использование инструментария логистики позволяет предприятию существенно сократить издержки на запасы, производство, сбыт и т.п.; расширить деловые связи и границы рынков сбыта, повысить свои конкурентные преимущества. Игнорирование же вопросов совершенствования логистики приведет к стагнации бизнеса, повышению издержек и существенно повышает риски угрозы банкротства предприятия. Поэтому для любого предприятия крайне важным является постоянное совершенствование логистики, т.к. это является одним из существенных факторов его экономического благополучия.

Совершенствование управления предприятием в области логистики
Совершенствование управления предприятием в области логистики

 

Год написания работы: 2023

 

Цена консультации по работе Совершенствование управления предприятием в области логистики - 2500 руб.

Чтобы оформить заявку на получение файла с готовой работой или заказ на консультацию и помощь с работой по указанной теме по Вашим требованиям нажмите кнопку: