Решение задач по земельному праву

Задачи по земельному праву с решением

Вступайте в нашу группу ВКонтакте!

Помощь в решении задач по земельному праву.

Предлагаем Вам помощь в решении задач по земельному праву. В рамках данного раздела бесплатно приведены примеры решений для ознакомления. Важно: приведенные примеры выполнены по законодательству, актуальному на дату сдачи задания! Цена решения новой задачи - от 200 руб. Окончательная стоимость и сроки решения задач по земельному праву указываются только после ознакомления с их условиями к срокам и оформлению. Для того, чтобы заказать решение задач по земельному праву, заполните форму заказа.

Пример решения задачи №1 по земельному праву бесплатно

Председатель колхоза им. Седова Саулов и гл. агроном Росяков заключили письменные договоры с жителями г. Жданова, по которым колхоз передал им 30 га колхозных земель для выращивания бахчевых культур, а жители города должны прополоть в колхозе 10 га пропашных культур или отработать 25 человеко-дней. Ввиду того, что жители города своих обязательств перед колхозом не выполнили, правление колхоза предъявило в суд иск о взыскании с них полученного урожая бахчевых культур, собранного с предоставленных им земель, или возмещении его стоимости по рыночным ценам. Суд, рассматривавший это дело, иск правления колхоза удовлетворил. Принимая во внимание, что жители г.Жданова использовали колхозные земли без разрешения компетентного государственного органа, суд возбудил против них уголовное дело по обвинению в самовольном захвате земель.

Проведите анализ законности решения суда по данному делу.

Ответ:

Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в частности, на принципе сохранения целевого использования земельных участков, что было соблюдено при передаче земель жителям г.Жданова. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" N 101-ФЗ, однако согласно п. 7 ст. 27 ЗК РФ, данное положение "…не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые или огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества". Особенности предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства установлены Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, спорная ситуация должна решаться с применением норм Гражданского и Земельного кодексов РФ, а также указанного федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Эта же статья Гражданского кодекса предусматривает, что арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. П. 4 ст. 22 ЗК РФ устанавливает, что размер арендной платы определяется договором аренды. Своевременное внесение арендной платы за пользование земельным участком является основной обязанностью арендатора по договору аренды. Форма арендной платы за пользование земельным участком может быть различной, поэтому она должна фиксироваться в договоре. Исходя из этого, требование колхоза о получении арендной платы является безусловно правомерным. Но при этом согласно ст. 606 ГК РФ "плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью". То есть колхоз не вправе самовольно изымать плоды, полученные с земли, сданной в аренду. То, что жители г. Жданова нарушили свои обязательства по заключенному договору и нормы ст. 614 ГК РФ, дает арендодателю право обратиться в суд о взыскании с арендаторов убытков, понесенных из-за невыполнения арендаторами своих обязанностей, но не о конфискации плодов. С этой точки зрения удовлетворение судом иска об изъятии плодов или возмещения их стоимости неправомерно.

В отношении ситуации с возбуждением уголовного дела по обвинению жителей г.Жданова в самовольном захвате земель можно сказать следующее. Земельный кодекс в ст. 26 установил, что не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами, договоры аренды и субаренды земельного участка, заключенные на срок до одного года. Таким образом, возбуждение судом головного дела о захвате земель так же неправомерно. В целом решение федерального суда по данному делу является незаконным.

Задача по земельному праву №2 с решением

По результатам проведенной проверки соблюдения земельного законодательства прокурор района направил представление, в котором, в частности, отмечаются следующие нарушения в области использования и охраны земель:

- передвижная механизированная колонна № 10 Наро-Фоминского района самовольно заняла участок пашни колхоза "Кузьмолово", использовав его для разработки карьера по добыче песка. Хозяйству причинен ущерб на n-ую сумму;
- фирма "Ясень" заняла 6 га сельскохозяйственных угодий колхоза "Даниловский", использовав их для стоянки техники и устройства заправочного пункта;
- земельный участок, предоставленный г.Пушину под огород, используется им для строительства жилого дома.

Кому направлено представление прокурора?
Какие меры должны быть приняты?
Кто должен принимать эти меры по представлению прокурора района?

Ответ:

Предметом надзора прокуратуры РФ являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Согласно статье 24 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Представление вносится в орган или должностному лицу, компетенция которых позволяет обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Такими органами и должностными лицами могут быть как те, в деятельности которых обнаружены нарушения, так и вышестоящие по отношению к ним органы и должностные лица. В случаях указанных в задаче, представление прокурора должно быть направлено, прежде всего, в комитет по земельным ресурсам и землеустройству, а также должностным лицам организаций, допустивших правонарушения, и должностным лицам организаций, пострадавшим от этих действий. Кроме того, по п.п. 1-3 должны быть возбуждены дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц, допустивших противозаконное использование земель сельскохозяйственного назначения (ст. 8.8 КоАП РФ, а в зависимости от тяжести последствий этих действий возможно и уголовное преследование).

Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность. Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, должны базироваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий. В числе требований, направленных на устранение правонарушений и их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлечения к ответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ст. 24 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации"). Согласно п.п. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Передвижная механизированная колонна № 10 должна устранить выявленные правонарушения, провести рекультивацию земель и возместить ущерб колхозу "Кузьмолово"; фирма "Ясень" должна ликвидировать стоянку техники и заправочный пункт, провести рекультивацию земель; г.Пушин должен снести самовольную постройку и провести рекультивацию земель.

Решение задачи по земельному праву №3 с ответом

В мае 2004 года Саратовская областная Дума приняла Закон Саратовской области "О земле". В части 1 статьи 4 Закона предусматривается, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками, свободными от прав третьих лиц, либо из состава земель сельскохозяйственного назначения, либо теми, на которые приобретают права в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, а также граждане и юридические лица совместно, за исключением земельных участков, занятых жилищным фондом, осуществляется органом исполнительной власти области, специально уполномоченным на то Правительством области, если федеральным законом не предусмотрено иное.

Администрация г. Саратова обратилась в Саратовский областной суд с заявлением о признании недействующим Закона Саратовской области "О земле", в том числе и в части нормы, установленной частью 1 статьи 4 оспариваемого закона, указывая, что положения этих норм областного закона нарушают право муниципального образования г. Саратова и ограничивают компетенцию администрации города по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, в соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которому до разграничения государственной собственности на землю распоряжение этими земельными участками осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Саратовский областной суд признал требования администрации г. Саратова обоснованными и законными. Суд постановил удовлетворить заявление администрации и признал недействующим оспариваемые положения областного закона "О земле".

Саратовская областная Дума и Правительство Саратовской области обратились с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации на постановление Саратовского областного суда, в которой выражается несогласие с решением суда, а также ставится вопрос о его отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления администрации г. Саратова без передачи дела в суд первой инстанции.

Составьте обоснованное действующим законодательством решение суда по данному спору.

Ответ:

Г. Саратов является административным центром субъекта РФ - Саратовской области. Согласно ч. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Саратовская областная Дума - законодательный орган субъекта РФ, действие ее (областной думы) законов устанавливают правоотношения на территории данного субъекта. В частности, согласно указанной ч. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Саратовская областная Дума имеет право принять закон, в котором будет установлено, что "распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Указанным правом Саратовская областная Дума воспользовалась, приняв Закон Саратовской области "О земле", по которому распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками осуществляется органом исполнительной власти области, специально уполномоченным на то Правительством области.

Следовательно, после принятия Закона Саратовской области "О земле", с учетом особенностей статуса г. Саратов как административного цента субъекта РФ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, суд должен вынести решение в пользу Саратовской областной Думы и Правительства Саратовской области. Требования администрации г. Саратова не являются обоснованными и законными.

Купить решения задач по земельному праву

Решение задач по земельному праву №4 из практикума

ООО "Техстрой" в соответствии с договором аренды от 7 августа 2000 г. владеет в городе П. земельным участком в размере 7,6 га., на котором расположены производственные и административные объекты Общества. На этом участке Обществом с разрешения администрации города П. спроектирован, построен и в октябре 2004 г. сдан в эксплуатацию завод по изготовлению сборных металлоконструкций. Право собственности ООО "Техстрой" на этот объект подтверждается свидетельством от 20 октября 2004 г. о его государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В январе 2005 г. ООО "Техстрой" обратилось в администрацию города П. с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок посредством его выкупа в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ, приложив к заявлению кадастровый план земельного участка. Не получив в установлены срок ответа на свое заявление, Общество вторично обратилось в администрацию города П., приложив к заявлению свой проект договора купли-продажи указанного земельного участка. Ответа администрации вновь не последовало.

В мае 2005 г. Общество обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о понуждении администрации города П. заключить с ООО "Техстрой" договор купли-продажи обозначенного земельного участка в собственность Общества. При рассмотрении дела в арбитражном суде администрация города П. пояснила, что ООО "Техстрой" права на приватизацию земельного участка не имеет, ссылаясь на отсутствие разграничения государственной собственности на землю, а также на то обстоятельство, что завод по производству сборных металлоконструкций не приватизирован Обществом, а вновь построен на земельном участке.

Имеет ли ООО "Техстрой" право на выкуп земельного участка в собственность? Просьба обосновать решение арбитражного суда.

Ответ:

Согласно п. 2.2. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 10 ст. 3 указанного ФЗ №137 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Если город П является административным центром субъекта РФ, то распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, города П. осуществляется органами местного самоуправления, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Таким образом, отсутствие разграничения государственной собственности на земельный участок, занимаемый ООО "Техстрой" не является препятствием к его продаже, при этом по общему правилу распоряжение (продажа) указанным земельным участком является компетенцией органов местного самоуправления города П.

Согласно ст. 28. Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Земельный кодекс РФ в ст. 28 к таким случаям относит: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Исходя из условий задачи земельный участок, на котором расположены производственные и административные объекты Общества, не подпадает под действие ограничений ст. 28 ЗК РФ. При этом согласно ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Следовательно, ООО "Техстрой" имеет право на выкуп земельного участка в собственность, договор аренды не является препятствием для выкупа земельного участка, на земельный участок не распространяются ограничения ст. 28 ЗК РФ, отсутствие разграничения государственной собственности на земельный участок, занимаемый ООО "Техстрой" не является препятствием к его продаже. Следовательно, арбитражный суд должен вынести решение в пользу ООО "Техстрой" о понуждении администрации города П. заключить с ООО "Техстрой" договор купли-продажи обозначенного земельного участка в собственность Общества.

Пример решения задачи по земельному праву №5 с ответом

На землях совхоза "Ковровский" строительному управлению был отведен во временное пользование земельный участок для добычи песка и грунта, необходимых для образования насыпи шоссейной дороги, при условии, что строительное управление сохранит плодородный слой и после завершения работ приведет участок в пригодное для сельскохозяйственного производства состояние. Однако строительное управление не выполнило данного требования, не приняло мер по сохранению плодородного слоя и приведению участка в пригодное состояние. Совхоз отказался от принятия поврежденных земель и обратился с иском в арбитражный суд о возмещении причиненного ущерба. Арбитражный суд обязал строительное управление в порядке компенсации причиненного ущерба освоить равновеликую площадь совхоза и сделать ее пригодной для использования в сельском хозяйстве.

Проведите анализ решения арбитражного суда. В каком порядке оформляется землепользование на землях, передаваемых во временное пользование предприятий и организаций, каковы обязанности временных землепользователей по рациональному использованию и охране земель, их ответственность за невыполнение этих обязанностей?

Ответ:

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно п.п. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В силу п. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

При этом, п. 2 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено правило, согласно которому использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации установлена возможность использования участка сельскохозяйственного назначения для строительства автодорог и специальное последствие нарушений прав собственника такого земельного участка - проведение рекультивации земельного участка.

Следовательно, решение Арбитражного суда является неправомерным, т.к. в данном случае суд должен был обязать строительное управление восстановить положение, существовавшего до нарушения права: т.е. рекультивировать именно тот земельный участок, который был строительному управлению на период осуществления строительства дороги.

Землепользование на землях, передаваемых во временное пользование предприятий и организаций, оформляется в виде договора аренды или сервитута, на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления; на основании акта органов управления организации. Обязанности временных землепользователей по рациональному использованию и охране земель определены в главе II ЗК РФ. Например, временные землепользователи обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии; ликвидации последствий загрязнения; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот и т.п. За нарушение земельного законодательства, заключающееся в невыполнении этих обязанностей, временные землепользователи несут гражданско-правовую (обязанность возместить вред, компенсировать убытки, восстановить восстановление положения, существовавшее), административную (например, ст. 8.7 КоАП РФ) и уголовную (например, ст. 254 УК РФ) ответственность. Должностные лица и работники организаций, которые допустили нарушение земельного законодательства, заключающееся в невыполнении этих обязанностей, несут и дисциплинарную ответственность согласно ст. 75 ЗК РФ.

Бесплатно пример решения задачи по земельному праву №6 из сборника

Гражданин Петров осенью 2005 года получил в собственность земельный участок для строительства жилого дома в п. Березовка Хабаровского края и начал подготовку территории, строительные работы, устройство подъездной дороги. Однако затем в июне 2006 года Постановлением края земельные участки были изъяты и предоставлены ОА "Гражданские магистрали", осуществляющему проектные и экспертные работы, необходимые для строительства трубопроводной магистрали краевого значения.

Для восстановления и защиты Петров обратился с жалобой в администрацию края, после чего ОА "Гражданские магистрали" обязалось возместить ущерб полностью, но в дальнейшем ни со стороны властей, ни со стороны ОА "Гражданские магистрали" ни каких действий и решений не поступало. Тогда гр. Петров обратился в суд с иском о взыскании убытков, связанных с изъятием земельных участков. К исковому заявлению были приложены постановление Правительства края, документы подтверждавшие факты понесенных затрат, и кроме того, письмо АО "Гражданские магистрали", в котором ответчик подтверждал свои обязательства в части возмещения убытков и предлагал заключить договор о компенсации потерь и упущенной выгоды после выполнения определенных работ. Но поскольку работы так и не начались, договор заключен не был. В суде ответчик иск не признал, согласившись на то, что договор предложенный в письме, не состоялся по вине самого Петрова, а потому не была определена и сумма компенсации, в Постановлении Правительства не указаны и сроки возмещения убытков. Какие земельные права граждан затронуты в данном деле? Каковы условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд? Решите дело.

Ответ:

Согласно ст. 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 56.2. Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Изъятие земельного участка осуществляется путем составления соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 ЗК РФ, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.

Согласно ст. 56.9. ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд содержит размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости.

Согласно условиям задачи "земельные участки были изъяты", таким образом, вне зависимости от начала или не начала осуществления работ силами ОА "Гражданские магистрали" с гражданином Петровым на тот момент должно быть заключено соглашение об изъятии недвижимости. Таким образом, у гражданина Петров возникают права на компенсацию убытков согласно нормам гражданского законодательства, т.к. в данном случае было нарушено право собственности гр. Петрова на землю, охраняемое законом, т.к. земельный участок у Петрова был изъят, он не мог им пользоваться, строить дом и т.п. Данное право было нарушено органом местного самоуправления путем незаконного бездействия, которое выразилось в невыполнении органном МСУ положений заключенного соглашения об изъятии недвижимости. Убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ). Право на возмещение вреда за счет государства установлено в ст. 53 Конституции РФ.

Задача по земельному праву №7 с решением

Заполните таблицу:

Могут ли земли данной категории находиться в частной собственности Находятся земли данной категории за или в пределах черты населённых пунктов
земли сельскохозяйственного назначения
земли населённых пунктов
земли промышленности и иного специального назначения
земли особо охраняемых территорий и объектов
земли лесного фонда
земли водного фонда
земли запаса
 

 

Ответ:

Могут ли земли данной категории находиться в частной собственности Находятся земли данной категории за или в пределах черты населённых пунктов
земли сельскохозяйственного назначения Да, например, ч. 4 ст. 10 Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» За пределами черты населённых пунктов, согласно ст. 77 Земельного кодека РФ
земли населённых пунктов Да, согласно составу земель, указанному в ст. 85 Земельного кодека РФ В границах населенных пунктов согласно Главе XV Земельного кодека РФ
земли промышленности и иного специального назначения Нет, Глава XVI Земельного кодека РФ Как в границах населенного пункта (например, согласно ст. 85 Земельного кодека РФ), так и за пределами границ
земли особо охраняемых территорий и объектов Нет, ч. 1 ст. 94 Земельного кодека РФ (изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим) Как в границах населенного пункта (например, согласно п. 2 ст. 94 Земельного кодека РФ), так и за пределами границ
земли лесного фонда Нет, согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ Как в границах населенного пункта, так и за пределами границ
земли водного фонда Да, согласно ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ Как в границах населенного пункта, так и за пределами границ
земли запаса Нет, согласно ст. 103 Земельного кодека РФ Как в границах населенного пункта, так и за пределами границ
 

Решение задачи по земельному праву №8 с пояснениями

Сельскохозяйственный кооператив передал в аренду промышленному предприятию 50 га пашни из состава принадлежащих ему земель для ведения подсобного хозяйства сроком на 10 лет. 80 га сельскохозяйственных угодий были внесены в качестве вклада в уставной капитал совместного предприятия, которое было создано для строительства и последующей эксплуатации туристического комплекса. Оцените правомерность передачи в аренду и в уставной капитал земель Кооператива?

Ответ:

Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" закрепляет принцип сохранения целевого использования земельных участков при их гражданском обороте. Ст. 9 названного ФЗ прямо допускает передачу земельного участка в аренду. При этом в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности. Таким образом, передача земель Кооператива в аренду правомерна.

Согласно п. 4 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством. Т.о., собственник вправе сдать землю в аренду или передать в качестве вклада в уставный капитал. При этом, исходя из условия задачи не следует, что вновь образуемое предприятие собирается менять целевое значение получаемого участка, - вполне возможно, что там будет производиться различная с.- х. продукция для питания, например, туристов или других целей. При этом так же подразумевается, что передаваемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет. Таким образом, передача Кооперативом земельного участка в качестве вклада в уставный капитал правомерна.

Задача по земельному праву №9 с решением

Новосибирское строительно-монтажное управление приступило к строительству базы отдыха на одном из безымянных островов Оби, который образовался в результате естественного процесса обмеления реки. Районный государственный инспектор предложил управлению прекратить данное строительство и снести все возведенные постройки, как самовольно сооруженные. Управление отказалось выполнить указанное предписание, сославшись на то, что земля на этом острове является не зарегистрированной и не имеет конкретного землепользователя.

- К какой категории земель государственного земельного фонда следует отнести земли данного острова?
- Назовите основания возникновения права землепользования.
- Решите дело.

Ответ:

Категории земель указаны в ст. 7 Земельного кодекса РФ. По признакам, указанным в условии задачи, остров, который образовался в результате естественного обмеления реки, относится в соответствии со ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда ("сосредоточенными в водных объектах"). Так как река как водный объект находится в собственности РФ, то и остров, который образовался в результате естественного процесса обмеления реки, также находится в собственности РФ (федеральной собственности). Согласно ч.5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.

Основания возникновения права землепользования в данном случае регламентированы ст. 39.1 ЗК РФ "Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности". Согласно ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

- решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

- договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

- договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

- договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Земельный участок должен быть образован и поставлен на кадастровый учет. При этом рассматриваемый земельный участок является ограниченным в обороте, что может быть основанием для отказа в аренде или выкупе данного земельного участка.

Так как земельный участок находится в собственности РФ (федеральной собственности), то в данном случае Новосибирское строительно-монтажное управление неправомерно приступило к строительству базы отдыха, не имея разрешения от собственника, не получив земельный участок, не пройдя экологическую экспертизу и т.п. То есть данное строительство является незаконным и Новосибирское строительно-монтажное управление должно снести здание и провести рекультивацию земельного участка. Суд должен вынести решение в пользу районного государственного инспектора.

Как купить задачи по земельному праву?

Купить решение задач по земельному праву на нашем сайте очень просто - для этого требуется лишь заполнить форму заказа и прислать их исходные данные нам. Имея большое количество уже готовых решенных задач, мы сможем или предложить их по более низкой цене, или согласовать сроки и способы оплаты для покупки новых задач. В среднем длительность решения задач может составлять 1-5 дней в зависимости от уровня их сложности и количества. Оптимальные формы оплаты: банковская карта или Яндекс.Деньги. В целом, чтобы купить задачи по земельному праву, нужно сделать только три шага:
- прислать условия задач;
- согласовать сроки решения и форму оплаты;
- перевести предоплату и получить решенные задачи.

Пришлите условия задач на предварительную оценку, это бесплатно!