Субъекты международного частного права, курсовая

Субъекты международного частного права, курсовая

Субъекты международного частного права

 

Субъекты международного частного права, курсовая

План (содержание) работы Субъекты международного частного права:

Введение

Физические лица как субъекты международного частного права

Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве

Государства и юридические лица как субъекты международного частного права

Правовое положение государства в международном частном праве

Государственная принадлежность юридических лиц

Заключение

Библиография

Приложение 1. Классификация основных принципов международного права

Выдержка из курсовой работы Субъекты международного частного права:

Введение

Интеграция РФ в мировое сообщество существенно повышает значимость международного частного права в жизни граждан РФ, и в частности, проблематики субъектов МЧП. Идущие процессы унификации правовых систем разных стран, экономической глобализации, возможность путешествовать, вести экономические дела с зарубежными контрагентами требуют переосмысления нормативного регулирования правового статуса различных субъектов международного частного права. Повышение значимости в науке международного частного права категории «субъекты международного частного права» связано с необходимостью в обособленной форме охарактеризовать специфику нормативного регулирования в данной сфере, проанализировать особенности в реализации регулирующего воздействия на различные аспекты международных отношений, а также охарактеризовать объективность значительного уровня обособления такой отрасли права, как международное частное право. В связи с этим дальнейшее развитие представлений о субъектах международного частного права представляется крайне необходимым. Собственно, одно из важнейших предназначений МПЧ является организация системы правового регулирования взаимоотношений между субъектами международного частного права. Поэтому характеристика такой категории, как «субъекты МЧП» имеет не только важное теоретическое, но и прикладное значение. При этом правовое регулирование взаимодействия субъектов международного частного права касается практически всех граждан РФ, т.к. рядовые граждане являются активными участниками международных отношений, совершая туристические поездки, приобретая товары в зарубежных интернет - магазинах, выполняя услуги по заказам зарубежных контрагентов, получаемым на интернет - площадках и т.п. Несмотря на всю важность исследуемой правовой категории, многие аспекты понятия «субъекты международного частного права» в настоящее время имеют дискуссионный характер. Например, дискуссионным является вопрос о признаках субъекта международного частного права. Ведь разные субъекты МЧП могут обладать различными признаками и характеристиками, что находит свое отражение в их правовом статусе и объеме полномочий и функций при осуществлении международных отношений. Дискуссионным является вопрос об объеме полномочий иностранных граждан и юридических лиц, о применимом для этого законодательстве и т.п. Множество споров вызывает постулат о самостоятельности нации или народа как субъекта МЧП. С одной стороны, нации и народы имеют право на самоопределение, но реализация этого права и признание нации в качестве субъекта МЧП создает существенные риски для суверенитета того государства, на территории которого проживает тот или иной народ. Указанные и другие проблемные аспекты говорят о важности рассматриваемой категории и определяют актуальность темы курсовой работы: Субъекты международного частного права.

Глава 1. Физические лица как субъекты международного частного права

1.1. Правовой статус и основные правовые режимы, предоставляемые иностранцам

Важнейшей функцией юридической системы международного частного права выступает регламентация системы отношений с участием физических лиц, которые имеют различное гражданство или находятся на территории разных государства, выступая в качестве субъектов международного частного права. Установление правового положения физических лиц, регламентация системы и содержания их прав и обязанностей на территории той или иной страны входят в круг исключительной компетенции этого государства и регулируются, в первую очередь, его нормами национальной юридической системы, что напрямую вытекает из принципа государственного суверенитета. Относительно проблематики субъектов МЧП особый интерес в данной сфере вызывают юридические нормы, которые регламентируют круг прав, обязанностей и ответственности иностранных граждан, так как во многом отношения с их участием и образуют существенную долю предмета правового регулирования системы МЧП.

Юридический статус иностранного гражданина в любом государстве имеет свои особенности. Он формируется как бы из двух составляющих: правосубъектности в качестве гражданина своего государства и самого статуса иностранца. Гражданин, пребывая за территорией своей страны, не теряет с ней правовую связь, исполняет её правовые нормы, а также пользуется её поддержкой и защитой. При этом данное физическое лицо в качестве субъекта МЧП подпадает под воздействие той нормативной системы государства, на территории которого оно находится, что требует от него соблюдения норм права и административных правил, действующих на территории страны пребывания. Следовательно, иностранное физическое лицо должно одновременно соблюдать и нормы отечественной законодательной системы, и правила той страны, в которой в настоящий момент находится. Правовой статус иностранных граждан достаточно часто выступает предметом юридической регламентации не только системы национального законодательства, но и норм заключаемых международных договоров. В большинстве случаев такие договоры являются двусторонними соглашениями, закрепляющими правила, регламентирующие правовой статус физических лиц по принципу взаимности. В группу подобных нормативных документов входят, например, договоры о правовой помощи, консульские конвенции, торговые соглашения, договоры о взаимном признании и охране прав физических лиц в определенных сферах и т.п. В этих документах участники соглашения или гарантируют своим гражданам единые для обоих государств права, или определяют для них единообразные правовые режимы. Среди таких режимов наибольшее распространение на практике получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

размещено на www.rnz.ru

Режим наибольшего благоприятствования выступает одним из базовых принципов формирования коммерческих соглашений, заключаемых между странами. На основе данного принципа зарубежным юридическим и физическим лицам делегируется в согласованных сферах такой же юридический режим, который уже имеется или может быть делегирован в будущем юридическим лицам и гражданам любой третьей страны. При действии указанного принципа иностранные граждане в качестве субъекта международного частного права используют в государствах - участниках соответствующего соглашения максимальным объемом таких прав, которыми обладают на данной территории лица другого государства. Таким образом, в процессе действия режима наибольшего благоприятствования можно сформировать одинаковые условия для всех граждан других стран, находящихся на территории того или иного государства. Принцип наибольшего благоприятствования необходимо отличать от принципа недискриминации. Отметим, что принцип недискриминации как правило не находит закрепления в международных договорах, так как обязательность его соблюдения объективно обосновывается действием основополагающих принципов международного права.

При заключении двусторонних международных соглашений достаточно часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не включает в себя ряд привилегий и преимуществ, например таких, которые участники договора делегировали или имею возможность разрешить в будущем времени некоторым субъектам из соседних государств для упрощения и стимулирования приграничной торговли, приграничного общения населения и т.п. На такие категории субъектов МЧП данных государств будет распространяться в рассматриваемом случае уже не режим наибольшего благоприятствования, а специальный режим. Такой режим подразумевает делегирование определенных преимущественных прав одних зарубежных граждан в сравнении с прочими зарубежными физическими лицами, но не в отношении к собственным гражданам. Исходя из особенностей национального режима иностранным физическим лицам на территории той или иной страны делегируется такую же совокупность прав, которую пользуют отечественные граждане и юридические лица. Указанный режим в большинстве случаев используется в сфере коммерческой деятельности иностранных лиц, продукции зарубежного производства, в сфере международного гражданского процесса; обеспечения авторских прав, права на изобретения, товарные знаки и т.п. Примером в данном случае может служить п. 1 ст. 1 Договора между РФ и КНР о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19 июня 1992 г., норма которого определяет, что граждане одной Договаривающейся Стороны (ДС) пользуются на территории другой ДС в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане другой ДС. Принцип национального режима имеет определяющую степень важности для определения юридического статуса иностранных граждан в национальном законодательстве значительного числа государства мира, в том числе и РФ. В России решающее значение в данной сфере принадлежит положениям п. 3 ст. 62 Конституции РФ, который говорит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как субъекты международного частного права, иностранные граждане, в силу действия делегированного им национального режима, имеют возможность осуществлять на территории России предпринимательскую, благотворительную и прочую деятельностью; самостоятельно либо вместе с прочими субъектами образовывать в регламентированном законами порядке юридические лица; приобретать вещи недвижимость в собственность; вступать в наследство и завещать имущество; осуществлять не противоречащие нормам права сделки и нести обязательства, а также иметь прочие имущественные и личные неимущественные права. При этом необходимо иметь в виду, что предоставление национального режима иностранным гражданам подразумевает не только уравнивание их в гражданских правах с россиянами, но и возложение на иностранцев совокупности обязанностей, вытекающей из гражданского законодательства России (например, обязательства выполнять возмещение в регламентированных случаях морального и имущественного вреда).

В независимости от того, что в РФ правовой статус иностранных граждан в целом сопоставим с правовым положением граждан России, их статусы не могут абсолютно совпадать. Требуется обратить внимание на то, что, находясь на территории РФ, иностранные лица не утрачивают правовую связь со своей страной. Это приводит к тому, что на иностранных лиц в качестве субъектов МЧП не возлагаются определенные обязанности граждан России. Также иностранные физические лица не наделяются такими правами и свободами, которыми из-за их правового содержания могут обладать исключительно российские граждане (например, в данную сферу входит активное и пассивное избирательное право). Также необходимо обратить внимание на то, что в некоторых правовых актах РФ закрепляется допустимость ограничения действия прав иностранных лиц в случае возникновения реторсии из-за нарушения соответствующей зарубежной страной принципов взаимности и недискриминации. Также реализация определенных видов прав иностранным гражданином на территории России возможна исключительно при наличии специального разрешения от полномочных органов государственной власти РФ. К такому праву, например, относится возможность ведения деятельности, связанной с разведкой и разработкой недр континентального шельфа и ресурсов экономической зоны нашей страны. Данные принципиальные аспекты, характеризующие определение правового статуса иностранных граждан на территории Российской Федерации в качестве субъектов международного частного права, имеют в значительной мере универсальный характер и широко применяются в правовых системах других стран или в заключаемых между ними международных соглашениях.

1.2. Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве

Правовая система большинства государств, в том числе и РФ, как правило, определяет гражданскую правоспособность физического лица в качестве его способность становиться носителем гражданских прав и обязанностей, регламентируемых объективно установленными правовыми нормами данного государства. Правоспособность имеется у каждого человека как биосоциального индивида и не обуславливается его умственными способностями или уровнем здоровья. Она дается человеку в момент появления на свет конкретного физического лица и проходит с его смертью либо после объявления в регламентированном законом порядке указанного человека умершим на основании признания его безвестного отсутствия в течении установленного правовым актом периода времени. Каждый человек, где бы он ни находился, - указывается в ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., - имеет право на признание его правосубъектности. В современной системе международного частного права имеется два базовых подхода к установлению законодательной базы правоспособности иностранных лиц. В качестве примера первого подхода можно привести норму ст. 1196 ГК РФ, которая говорит о том, что иностранные физические лица и лица без гражданства обладают в России гражданской правоспособностью на равных с российскими гражданами, кроме случаев, регламентированных нормативными актами. То есть согласно приведенной норме гражданская правоспособность иностранного лица в России принципиально устанавливается законодательством РФ, а не его личным законом. Поэтому в РФ иностранец может получить такие права, которых не имел в своем государстве. С другой стороны это может приводить к ситуациям, когда в РФ могут не иметь юридической силы определенные гражданские права иностранцев, которыми они были наделены в своей стране. В российской правовой системе и практике принцип определения гражданской правоспособности физического лица на основе его личного закона трактуется, как правило, в том понимании, что последним устанавливается только границы правоспособности индивида, а не объем прав.

Отметим, что под гражданской дееспособностью физического лица как правило, рассматривается его возможность своими действиями приобретать гражданские права и обязанности. Для того чтобы являться дееспособным, человеку необходимо воспринимать и адекватно оценивать характер и последствия выполняемых им действий, имеющих юридическое значение. Это связано с тем, что данное свойство человека зависит, в отличие от правоспособности, от уровня его умственного развития. В настоящее время правовые системы практически всех стран мира устанавливают, что дееспособным в полном объеме гражданин становится с момента достижения им указанного в соответствующем правовом акте возраста совершеннолетия, граница которого в разных государствах определяется по-разному. Например, в РФ, Великобритании и Франции граждане признаются полностью дееспособными с 18-ти лет, в ФРГ в день окончания 18-го года жизни, в Швейцарии и Японии в 20-ти летнем возрасте. В США в различных разных штатах совершеннолетие наступает в возрасте от 18 до 21 года. Относительно несовершеннолетних лиц определяется, что они могут являться или полностью недееспособными, или иметь ограниченный уровень дееспособности. Например, в Германии ребенок, не достигший семилетнего возраста, в силу закона является абсолютно недееспособным. При этом в возрасте от 7-ми до 18-ти лет этот же человек имеет возможность осуществлять сделки с одобрения своего законного представителя или, в ряде установленных случаев, самостоятельно.

В некоторых государства континентальной Европы на основе специального решения суда несовершеннолетний может быть объявлен совершеннолетним. Такая процедура именуется в правовых системах соответствующих стран как эмансипация. При этом, хотя эмансипация несовершеннолетнего и увеличивает в существенной мере степень его дееспособности, она не приводит к полному обладанию всей системы тех же юридических последствий, что и естественное достижение совершеннолетия. Правовой статус эмансипированного лица сопоставим с правовым положением совершеннолетнего, но в полной мере с ним не тождественен, так как правовыми актами регламентированы определенные ограничения относительно возможности самостоятельного осуществления сделок эмансипированным подростком.

В большинстве стран мира, в том числе и в РФ, гражданская дееспособность иностранного гражданина устанавливается по правовой системе государства, гражданином которого он является. Поэтому рассмотренные выше понятийные и содержательные аспекты института гражданской дееспособности, регламентируемые правовыми системами зарубежных стран, имеют значительное прикладное значение для правоприменительной деятельности в сфере международного частного права. При этом правовой системой РФ регламентируется ряд дополнительных правил, которые уменьшают объем действие принципа lex patriae в процессе установления дееспособности иностранных лиц. Например, на основе нормы п. 5 ст. 1195 ГК РФ гражданская дееспособность лица без гражданства устанавливается в РФ по законодательству государства, в котором данное лицо имеет постоянное место пребывания. На основании нормы п. 3 ст. 1197 ГК РФ российской правой системе также подчиняется регулирование сферы признания иностранных лиц недееспособными или ограниченно дееспособными.

Субъекты международного частного права
Субъекты международного частного права

 

Цена работы Субъекты международного частного права - договорная.

Чтобы оформить заказ на покупку готовой работы или заказ на выполнение работы по указанной теме по Вашим требованиям нажмите кнопку: