Развитие самоуправления в России, курсовая

Развитие самоуправления в России, курсовая

Развитие самоуправления в России

 

Развитие самоуправления в России, курсовая

План (содержание) работы Развитие самоуправления в России:

ВВЕДЕНИЕ

РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ ДО 1917 Г.

Становление самоуправления

Развитее самоуправления в период становления Российской империи

Реформы Александра II и П.А. Столыпина

Выводы

САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВЕТСКИЙ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЭТАПЫ ИСТОРИИ РОССИИ

Становление самоуправления в СССР

Самоуправление в СССР с конца 30-х годов XX в.

Современная модель самоуправления в РФ

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Выдержка из курсовой работы Развитие самоуправления в России:

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время организация государственного управления в России основана на самостоятельности органов власти различных уровней в пределах своей компетенции. При этом многие ученые и государственные деятели современности говорят о значительной роли местного самоуправления в деле повышения эффективности государственного управления в целом. Тем не менее, Конституция РФ и ряд законодательных актов закрепляет ряд функций и полномочий, которые являются областью совместного ведения местных, региональных и федеральных органов власти. Поэтому перед системой органов государственной власти стоит задача выстроить взаимодействия между её различными уровнями так, чтобы не допустить как излишней централизации и бюрократизации, так и полной бесконтрольности федерального уровня над процессами, происходящими на уровне местного самоуправления. Многие проблемы и задачи значительно быстрее и эффективнее решаются на местах, с учетом местных особенностей того или иного муниципального образования. Местное самоуправление также позволяет значительно уменьшить время, необходимое для выработки и реализации решения местных проблем. Однако такая ситуация сформировалась относительно недавно и в настоящее время имеется множество проблем в организации и эффективности работы системы самоуправления в России. Во многом данные проблемы связаны с игнорированием исторического опыта развития самоуправления, попыткой слепо перенести европейскую модель, хотя в нашей стране самоуправление имеет богатейшие исторический опыт, анализ и оценка которого позволит сформировать систему самоуправления, максимально отвечающую потребностям как общества, так и государства в решении множества задач и управления страной. Указанными обстоятельствами определяется актуальность темы работы: Развитие самоуправления в России.

размещено на www.rnz.ru

1. РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ ДО 1917 Г.

1.1. Становление самоуправления

Исследователи, занимающиеся вопросами развития местного самоуправления в РФ, не пришли к единому мнению относительно времени начального этапа зарождения самоуправления на территории нашей страны. Ряд исследователей отстаивают точку зрения, согласно которой становление самоуправления в России произошло на рубеже XI-XII веков. Для данного периода развития истории характерно то, что община из объединения на основе родства трансформировалась в общину как систему взаимоотношений самостоятельных хозяйств, в которой люди объединяются уже не столько по признаку родства, сколько на основе общих экономических интересов и необходимости совместного осуществления ряда хозяйственных и прочих функций. В качестве примера такого объединения и развития на его образования на его основе системы самоуправления приводятся городские общины Новгорода и Пскова, в которых основным представительным органом власти являлось вече - народное собрание. Исследования показывают, что, например, для того, чтобы признать вече состоявшимся, а его решение обязательным, требовалось собрать определенный состав его участников. При этом созвать городское вече могли не только князья или горожане в целом, но и отдельные горожане. На вечевых сходах решались вопросы заключения договоров с князьями, заключения внешнеполитических договоров, объявления войны, распределения торговых мест, установления общих законов. В таком формате вечевые собрания Новгорода и Пскова совмещали в себе функции законодательной и судебной власти. Однако потеря Новгородской и Псковской республиками самостоятельности и вхождение в состав Московского княжества (Московского царства) самоуправление в рассматриваемых городах пришло в упадок и было постепенно ликвидировано, однако традиции, сформированные в древних Новгороде и Пскове, несомненно, оказали значительное влияние на формирование самоуправления в последующие этапы развития нашего государства.

Кроме точки зрения, согласно которой самоуправление сформировалось и получило толчок в своем развитии в Новгороде и Пскове, ряд исследователей в качестве начального этапа формирования самоуправления в России указывает первую земскую реформу, проведенную Иваном IV в середине XVI в. Одним из основных результатов земской реформы стала отмена системы так называемого "кормления", которая наносила существенный ущерб экономике страны, а также ослабление власти местных феодалов путем предоставления ряда полномочий земским и губным старостам. Должность старосты была выборной и старосты не назначались, а избирались населением. Однако существенную часть функций старост занимало выполнение указаний центральных органов власти в сфере управления и сбора налогов. К функциям старост также относилось разбирательство по гражданским и незначительным уголовным делам черносошных крестьян и посадских людей. В своей работе старосты опирались в свою очередь на выборных от крестьянской общины - сотских, десятских, пятидесятских. Все земские выборные избирались на неопределенный срок, при этом имели право быть переизбраны. Несколько позднее неопределенный срок был заменен ежегодными выборами. Здесь можно говорить о том, что полномочия старост, пусть они и были выборными, были существенно меньше, чем полномочия вечевого собрания Пскова или Новгорода.

При дальнейшем развитии в XVII в. был введен институт воевод как основы местного самоуправления, при этом воеводы утверждались царем и назначались на срок до трех лет. В XVII в. в России сформировались две формы организации местной власти - губная и земская. Управление каждым округом, или "губой", осуществляли губной староста и его помощники. Губной староста избирался свободным (не крепостным) населением из дворянского сословия, помощников старосты выбирали из черносошных крестьян или посадских людей. Наиболее распространены были губные и земские учреждения в городах европейской части России. Но так как фактически вся полнота власти была у утверждаемых царем воевод, то в XVII в. самоуправление переживало серьезный кризис.

1.2. Развитее самоуправления в период становления Российской империи

Дальнейшее развитие самоуправление в России получило в период правления Петра I, который провел существенные реформы всей административно-территориальной структуры России. Петр I учредил 30 января 1699 г. бурмистрской палаты в Москве и земские избы в городах, которые формировались на выборной основе. Однако круг полномочий земских изб был ограничен сбором податей и налогов, к управлению городом они не допускались. В 1702 г. была несколько ограничена власть воевод, путем учреждения выборных дворянских советов, без которых воевода ничего осуществлять не мог. Однако уже в 1719 г. губернии были разделены на провинции, под управлением воевод, в руках которых были сосредоточены все функции управления. Подчиненность воеводы губернатору была достаточно условной, воевода мог даже непосредственно вести дела с органами центрального управления, минуя губернатора. Такое реформирование привело к тому, что деятельность земских изб была полностью упразднена, что, в свою очередь, привело к упадку городского хозяйства. В 1718-1724 гг. земские избы окончательно были заменены магистратами. На магистраты были возложены в основном судебные и административно-финансовые функции. Суд вообще был изъят из рук губернаторов и воевод и вручен выборным ландрихтерам и надворным судам. Кроме того, на магистраты предполагалось возложить наблюдение за внутренним порядком и благоустройством в городе, однако в действительности это осуществлено не было. Главным из прав, предоставленных магистратам, было право раскладки податей и повинностей, осуществляемое через старост и старшин с согласия всех граждан. Права самообложения и самостоятельного расходования собранных сумм магистраты не получили. Фактически значение выборов сводилось к тому, что население должно было поставлять для правительства из своей среды исполнительных агентов и ручаться за их исполнительность. Вся полнота управления губерниями при Петре I находилось в руках назначаемых центром губернатора и чиновников без участия местного общества. Губерния состояла из губернского города, который был её административным центром, и приписанных к губернскому городу других городов. В 1719 г. Петром I была осуществлена вторая административная реформа, в ходе которой существенно увеличилась бюрократизация и вырос уровень централизации всей системы управления. Данная реформа была крайне неудачной, местные органы, созданные при Петре I, оказались нежизненными. Россия не была готова к отделению суда от администрации, надзора - от исполнения, финансового управления - от полиции и т. д. Вновь созданные учреждения требовали огромных средств. И уже в 30-е г. от многого пришлось отказаться и страна вернулись к прежней системе уездного деления.

Очередные существенные преобразования в сфере развития самоуправления была предприняты во второй половине XVIII века Екатериной II. Как отмечают многие исследователи, преобразования Екатерины II оставили значительно более существенные следы, чем неудачные попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в дальнейшей работе городских и земских учреждений. Объективные предпосылки преобразований Екатерины II заключались в необходимости борьбы с многочисленными злоупотреблениями местной администрации и широким распространением среди населения недовольства функционирующей на тот момент системой управления. В 1766 г. был издан манифест об избрании в комиссию депутатов от всех местностей и должностей для обсуждения местных нужд. Выборы депутатов и вручение им наказов осуществлялись под управлением выборного предводителя для дворянских обществ и выборного головы для городских. В большинстве наказов была сформулирована идея об организации местной власти с участием общественных сил и о необходимости сужения круга функций государственных чиновников. В итоге была осуществлена разработка нормативных актов, которые определили и законодательно закрепили ряд принципов организации самоуправления на всей территории Российской Империи. Екатерина II изменила деление страны на губернии и уезды по строго административному принципу, игнорируя географические, национальные или экономические условия тех или иных территорий. Важнейшей задачей, решаемой таким делением, было приспособление нового административного аппарата к фискальным (сбор налогов) и военным (набор рекрутов) целям. Тем не менее, при разделении России в соответствии с новым административным регламентом была принята во внимание количество проживающего на территории населения. В результате территория страны была разделена на относительно равномерные по численности образования: в губернии численность населения составляла около четырехсот тысяч человек, на территории уезда - около тридцати тысяч. Ранее существовавшие территориальные органы были ликвидированы.

Губерния управлялась губернатором. Высшими органами управления губернии являлись губернское правление (административная сфера) и казенная палата (финансовая сфера). Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор. В управлении уездом аналогичные задачи были возложены на уездного стряпчего. Главой уездной администрации был земский исправник, который на свою должность избирался уездным дворянством. В уездах формировались коллегиальные органы управления, имеющие название "нижний земский суд", в котором кроме исправника были еще и два заседателя. На земский суд были возложены функции руководства земской полицией, а также осуществляя надзор за реализацией законов и решений губернских правлений. Руководство несколькими губерниями осуществлял генерал-губернатор, который на свой пост назначался царем (главой государства). Продолжая реформы, Екатерина II в 1775 г. предприняла попытку предоставить населению больше прав по самостоятельному решению местных вопросов. Но данная реформа потерпела неудачу. Но зато вполне удачным оказалось корпоративное устройство российского дворянства впервые в его истории. Дворянство как местное общество получило право регулярных собраний, выбирало губернского и уездного предводителей дворянства, секретаря, заседателей верхнего земского суда, уездного судью и уездных судебных заседателей, земского исправника и заседателей нижнего земского суда. Екатерина II стремилась сформировать из всех сословий систему местных организаций, делегировав им права по организации местной власти, но при этом и возложив на них осуществление основных функций местного управления. Разделение страны на губернии и уезды, формирование системы местного самоуправления, где работают не только назначаемые чиновники, но и местные выборные, позволило в существенной степени понизить уровень централизации управления и сформировать самоуправляющиеся единицы на местах. Развитие этого направления привело к тому, что далее, в 1786 г. вначале в г. Москва и Санкт-Петербург, а впоследствии и в других городах России были сформированы городские думы. В функции городской думы входили такие, как поддержание в городе тишины, согласия и порядка, решение внутрисословных конфликтов, надзор за городским строительством. При этом в сферу полномочий городской думы не включались судебные разбирательства, которые были переданы специальным судебным органам. К сожалению, основные идеи реформы Екатерина II, заключающиеся в децентрализации, избирательности а не назначаемости на должности, повышение самостоятельности судебных органов были практически отменены Павлом I. Но далее Александр I, развивая местную власть, немедленно вернулся к идее децентрализации и самоуправления, которая реализовывалась в период правления Екатерины II. Но при этом территориальная система управления в период его правления, и в более значительной степени в период правления Николая I претерпела существенные изменения, которые существенно поменяли её характер.

1.3. Реформы Александра II и П.А. Столыпина

В имперский период развития России наиболее существенные реформы в области самоуправления и его дальнейшее развитие были проведены в начале 60-х г. XIX в., когда вслед за отменой крепостного права Александр II подписал указ о введении в действие с 1 января 1864 г. Положения о земских учреждениях. Все министерства и службы, ведавшие до 1864 г. делами о земских повинностях и прочим аспектами, отнесенными к компетенции земских вопросов, упразднялись. Из сферы ведения дворянского самоуправления изымались полномочия, которые относились к муниципальному хозяйству губерний и уездов. Главная цель земской реформы 1864 г. и городской реформы 1870 г. заключалась в решении задачи децентрализации управления и развития основ самоуправления в России. Основу развития реформ составляли две идеи. Первая заключалась в выборности местных органов управления: все органы данной сферы формировались и контролировались избирателями. Также над органами самоуправления подразумевался контроль со стороны органов представительной власти, а обе ветви власти контролировал Закон. Вторая идея заключалась в том, что самоуправление должно иметь реальное бюджетное обеспечение своей деятельности. Реализация этой идеи привела к тому, что в XIX в. до 60% всех собираемых с территорий налогов оказывалось в распоряжении земств, т.е. городов и уездов, остальные 40% распределялись в равной доли между государственным и губернским бюджетом. Избирательные уезды для избрания уездного земского собрания были разделены на три курии. Первая курия состояла из землевладельцев, которым принадлежало не менее 200 десятин земли или прочего недвижимого имущества стоимостью до 15 тыс. руб., в эту курию входили также жители, чей годовой доход составлял до 6 тыс. руб. Вторая курия состояла преимущественно из городских жителей - домовладельцев, купцов, фабрикантов. Третья курия состояла из крестьян, но при этом от крестьянской курии в земское собрание зачастую попадали в гласные представители духовенства, мещане, и даже помещики.

В компетенцию уездного земского собрания всходило решение следующих вопросов: формирование смет о размерах и способах исполнения в уезде повинностей (сборов); разрешение на открытие торгов и базаров; распоряжения и надзор в пределах уезда вопросов по устройству губернской дорожной сети, по исполнению потребностей сообщения и взаимному страхованию; представление губернскому земскому различных отчетов и др.

В сферу исключительных полномочий губернских земских учреждений относилось решение таких вопросов, как: разделение на уездные и губернские: земских зданий, сооружений, путей сообщения, повинностей, заведений общественного призрения, а также изменения в этом разделении; решения об открытии новых ярмарок и о перенесении или изменении сроков существующих; решения об открытии новых пристаней на судоходных реках и о перенесении уже существующих; рассмотрение жалоб на действия земских управ и др.

Земские управы выступали исполнительными органами земств. Их личный состав избирался на первом заседании земского собрания нового созыва. Губернская управа выбиралась на три года. Кандидатура председателя губернской управы утверждалась министром внутренних дел. Уездная управа состояла из председателя и двух членов. Существенным принципом организации деятельности управ являлся принцип гласности, реализуемый в форме публичного контроля. Все сметы, отчеты управ, а также результаты ревизий по действующему тогда закону необходимо было публиковать для всеобщего сведения в "Губернских ведомостях". Отметим, что хотя выборные земские и городские учреждения не подчинялись местной администрации, их работа достаточно строго контролировалась министерством внутренних дел и губернаторами в области соответствия их деятельности российскому законодательству. Результаты реформирования городского управления были более существенными, чем в сельской местности. В результате проведения реформы 1870 г. была сформирована достаточно рациональная структура городского управления. Распорядительные функции были делегированы городской думе; исполнительным органом являлась городская управа. При этом деятельность управы регламентировалась инструкцией, издаваемой думой. Члены управы избирались думой и не нуждались в дополнительном утверждении. Дума имела право отстранить члены управы от должности. В компетенцию думы входило также избрание городского головы, но при этом в зависимости от значимости города избранный думой голова должен был быть утвержден в должности губернатором или министром внутренних дел. Общий надзор за деятельностью городской думы осуществляя губернатор. При Александре III Земское и Городовое положения были частично пересмотрены. В 1890 г. было повышено значение сословного начала, которое выразилось в усилении роли дворянства, но при этом значительные слои населения были лишены избирательных прав. Принцип выборности управ был практически повсеместно нарушен. Более того, действия органов самоуправления были подчинены контролю со стороны бюрократии.

После определенного "сжатия", дальнейшее развитие и расширение полномочий органов самоуправления произошло уже в период реализации реформ П.А. Столыпина. Именно П.А. Столыпин продвигал идею об учреждении органов местной власти на самом низовом уровне - в поселковом обществе и волости на бессословной основе. Это позволило бы расширить круг лиц, так или иначе участвовавших в управлении государством. Вместо должностей земского начальника и уездного предводителя дворянства, представляющих узкосословные интересы, П.А.Столыпин предлагал ввести должность участкового комиссара, являющегося представителем правительства при поселковых и волостных органах местного самоуправления. Это и другие предложения были призваны обеспечить построение четкой административной иерархии в управлении страной. Несмотря на ряд недостатков в реализации идей Столыпина, к 1917 г. в России была образована достаточно развитая система самоуправления, в состав которой входили органы самоуправления крестьянских общин и волостей, самоуправления земств, городов и уездов, а также самоуправления дворянского и мещанского сословий. Значительно была повышена самостоятельность земских учреждений, которые действовали на уровне губерний, уездов, и при этом сами избирали свои руководящие органы, формировали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, занимались кадровым обеспечением своей деятельности. После событий 1917 г. эта сформированная система самоуправления была разрушена, а традиция самоуправления прервана, что приводит к существенным сложностям в процессе её возрождении в современной России. Однако из изложенного материала можно сделать вывод о том, что в России имеется богатейшая история становления и развития самоуправления, и необходимо изучать и грамотно применять накопленный практический опыт.

Выводы

Говоря о становлении и развитии самоуправления в России кратко с древнейших времен до 1917 г., можно говорить о том, что среди ученых в настоящее время не сформировалось единого мнения о начальном этапе зарождения самоуправления на территории нашей страны. Ряд исследователей отстаивают точку зрения, согласно которой становление самоуправления в России произошло на рубеже XI-XII веков. Кроме точки зрения, согласно которой самоуправление сформировалось в Новгороде и Пскове, ряд исследователей в качестве начального этапа формирования самоуправления в России указывает первую земскую реформу, проведенную Иваном IV в середине XVI в. Дальнейшее развитие самоуправление в России получило в период правления Петра I, который провел существенные реформы всей административно-территориальной структуры России. Однако реформы Петра I нельзя назвать удачными, т.к. в результате его преобразований роль самоуправления фактически существенно снизилась, заметно вырос бюрократический аппарат и вырос уровень централизации всей системы управления. Очередные существенные преобразования в сфере самоуправления была предприняты во второй половине XVIII века Екатериной II. Как отмечают многие исследователи, преобразования Екатерины II оставили значительно более существенные следы, чем неудачные попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в дальнейшей работе городских и земских учреждений. К сожалению, основные идеи реформы Екатерина II, заключающиеся в децентрализации, избирательности а не назначаемости на должности, повышение самостоятельности судебных органов были практически отменены Павлом I. Но далее Александр I немедленно вернулся к идее децентрализации и самоуправления, которая реализовывалась в период правления Екатерины II. В имперский период развития России наиболее существенные реформы в области самоуправления были проведены в начале 60-х г. XIX в., когда вслед за отменой крепостного права Александр II подписал указ о введении в действие с 1 января 1864 г. Положения о земских учреждениях. К 1917 г. в России была образована достаточно развитая система самоуправления.

Развитие самоуправления в России
Развитие самоуправления в России

 

Год написания работы: 2023

 

Цена консультации по работе Развитие самоуправления в России - договорная.

Чтобы оформить заявку на получение файла с готовой работой или заказ на консультацию и помощь с работой по указанной теме по Вашим требованиям нажмите кнопку: