Особенности психического развития в младшем школьном возрасте
Особенности психического развития в младшем школьном возрасте, курсовая
План (содержание) работы Особенности психического развития в младшем школьном возрасте:
Введение
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте
Общая психологическая характеристика детей младшего школьного возраста
Кризис семи лет
Развитие психических функций в младшем школьном возрасте
Психологические новообразования младшего школьного возраста
Развитие психики младшего школьника
Заключение
Библиография
Приложение 1. Схема развития структуры поведения ребенка
Выдержка из курсовой работы Особенности психического развития в младшем школьном возрасте:
Введение
Проблематика психического развития и самооценки в младшем школьном возрасте выступает одной из важнейших проблем управления становлением и развитием личности ребенка и человека в целом. Исследуемый в данной курсовой работе возрастной период жизни человека именуются так называемым переходным возрастом, т.к. в этот период жизни осуществляется процесс определенного взросления ребенка, что выражается в развитии его от детского состояния к следующей ступени, - к отрочеству, которое характеризуется более зрелым и высоким уровнем развития человека. В данном ключе младший школьный возраст трактуется как некий«полувозраст», так как период детства уже закончился, однако ни физическая, ни психическая или эмоциональная зрелость еще не настали. Рассматриваемый период младшего школьного возраста находит свое отражение на всех аспектах развития подростка. Во-первых, этими аспектами выступают анатомические, физиологические, эмоциональные и интеллектуальные особенности развития. В младшем школьном возрасте происходит значительное изменение условий жизни, а также обучения и общей деятельности ребенка. Это оказывает влияние на трансформацию эмоциональной сферы, меняются взаимоотношения со взрослыми, сверстниками и с окружающим миром.
Указанный возрастное период отличается и тем, что начинается систематическое познание основ различных наук, а это требует более высокого уровня интеллектуального развития и приводит к повышению эмоционального напряжения из-за необходимости усваивать все больший объем учебного материала. У младшего школьника происходит существенная трансформация его места в учебном коллективе, окружающий мир начинает предъявлять ему все больший объем требований. Возрастающая психо-эмоциональная нагрузка совпадает с процессами физиологической трансформации организма, которая в данном возрасте имеет свои объективные особенности. Также в психо-эмоциональной сфере в данном возрасте появляются новообразования, характерные только для младшего школьного возраста.
Ряд ученых считает, что именно в семилетнем возрасте у человека начинает формироваться самооценка, по которой понимается обобщенное, т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Это является важнейшей личностной особенностью, которая позволяет управлять своей деятельностью на базе определенных критериев, формировать целостную систему поведения на основе социальных норм.
Для достижения успехов в учебе младшему школьнику уже приходится осознанно ставить цели и контролировать их достижение, т.е. осуществлять управление собой. Для того, чтобы эффективно управлять собой, требуются знания о себе, умение адекватно оценить себя. На выработку навыков самоконтроля напрямую влияет степень развития самооценки. Однако младшие школьники пока еще осуществляют самоконтроль под руководством взрослого педагога.
Таким образом, важность рассматриваемого периода для формирования личности человека, получения различных научных и профессиональных знаний, его успешной социализации объективно определяет актуальность темы курсовой работы: Особенности психического развития в младшем школьном возрасте. Необходимо отметить и достаточно высокую степень разработанности данной темы в трудах ведущих отечественных специалистов по детской психологии и педагогике. Проблематикой особенности психического развития в младшем школьном возрасте занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.С.Выготский, Э. Рассел, Ж. Пиаже и др.
1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте
1.1. Общая психологическая характеристика детей младшего школьного возраста
Под младшим школьным возрастом понимается период жизни человека в возрасте от 6 до 11 лет и его важнейшей особенностью является поступление ребенка в школу. В данный период кроме поступления в школу в организме человека происходят объективные процессы интенсивного физиологического развития, в частности, центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, работы внутренних органов человека. Фундаментом указанных физиологических изменений, которые еще именуют вторым физиологическим кризом, выступает явный эндокринный сдвиг - начинают работу так называемые «новые» железы внутренней секреции и при этом заканчивают свое функционирование так называемые«старые». При этом физиологические процессы протекания указанного криза даже в настоящее время не являются полностью исследованными. Как считают ученые, приблизительно в возрасте 7 лет заканчивается активная работа вилочковой железы, из-за чего начинается активная деятельность половых и некоторых других желез внутренней секреции, в частности, гипофиза и коры надпочечников, в результате чего происходит секреция таких половых гормонов, как андрогены и эстрогены. Указанные физиологические изменения приводят к повышению нагрузки на организм ребенка и требуют мобилизации всех внутренних резервов.
В рассматриваемый период жизни ребенка повышается уровень подвижности нервных процессов, при этом процессы возбуждения превалируют, в результате чего у младших школьников ярко проявляются такие особенности, как повышенный уровень эмоциональной возбудимости и непоседливости. Например, очень выраженным был данный криз у юного Пушкина. В своей книге «Жизнь А. Пушкина» Б. Мейлах говорит о том, что когда возраст мальчика стал 7 лет, в самом его облике произошли неожиданные изменения: прежняя сонливость неожиданно сменилась бойкостью и баловством, которые переходили все границы. Из стеснительного, неловкого, молчаливого он неожиданно превратился в неудержимого, насмешливо-остроумного. Поведение будущего поэта постоянно вызывало нарекания как со стороны родителей, так и гувернеров.
К 7 годам у человека морфологически формируются лобные отделы больших полушарий головного мозга, что формирует базу для большего, по сравнению с дошкольниками, уровня гармонии психических процессов возбуждения и торможения, что является необходимым условием для формирования целенаправленного произвольного поведения. Так как мышечное развитие и способы управления им не происходят одновременно, то у детей младшего школьного возраста имеются особенности в организации движения. Формирование крупных мышц происходит быстрее, чем формирование мелких, из-за чего дети лучше осуществляют сильные и размашистые движения, чем мелкие и те, для которых необходима точность (например, в процессе письменной работы). При этом увеличивающаяся физическая выносливость, увеличение работоспособности имеют относительный характер, поэтому в общем у детей в качестве особенности остается повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Данные свойства заключаются например, в том, что уровень работоспособности младшего школьника существенно снижается через 25 - 30 мин. после начала урока и после второго урока. Дети утомляются при посещении группы продленного дня, а также в случае увеличенного уровня эмоционального напряжения урока или какого-либо мероприятия.
Происходящие в данном возрасте физиологические изменения приводят к большим изменениям в психической сфере ребенка. Базой психического развития становится развитие произвольности (целеполагание, осуществление программ действий и последующего контроля). Набирает силу процесс улучшения познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что дает возможность ребенку младшего школьного возраста осуществлять уже более трудные, в сравнении с дошкольником, мыслительные действия. В случае наличия благоприятных условий обучения и определенном уровне умственного развития на указанной базе формируются предпосылки к воспитанию теоретического мышления и сознания. Под руководством педагога дети начинают впитывать в себя содержание базовых аспектов человеческой культуры (науки, искусства, морали) и пытаются действовать на основе традиций и новых социальных ожиданий. Именно в рассматриваемом возрасте человек впервые отчетливо начинает понимать отношения между ним и обществом, понимать общественные мотивы поведения, получает представление о нравственных оценках, важности конфликтных ситуаций, то есть постепенно переходит в сознательную фазу формирования личности.
Размещено на www.rnz.ru
С поступлением в школу происходит существенное изменение эмоциональной сферы ребенка. При этом у младших школьников, в первую очередь у первоклассников, в существенной мере сохраняется имеющее место и у дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, затрагивающие их события и условия. Дети имеют высокий уровень чувствительности к воздействию окружающих условий, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают в первую очередь те события или особенности объектов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отзыв, эмоциональную связь. Наглядное, яркое, живое воспринимается наилучшим образом. При этом поступление в школу приводит к возникновению новых, особенных эмоциональных волнений, т.к. свобода дошкольной жизни меняется на необходимость подчиняться новым правилам поведения в новом обществе. Особенность организации школьного процесса обучения приводит ребенка к необходимости жить в строго регламентированной системе отношений, требуя от него прилежания, ответственности, послушания, высокой успеваемости. Это более суровые условия жизни, это новая социальная среда и у каждого ребенка, который поступает в школу, в результате воздействия этой среды повышается психическая напряженность. Указанные процессы находят свое отражение на здоровье младших школьников и на их поведении.
Само по себе поступление в школу является тем событием в жизни ребенка, в котором имеется конфликт мотивов его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). При этом мотив желания неизменно исходит от самого ребенка, а мотив долженствования, как правило исходит от взрослых. Ученые говорят о наличии четырех направлений трансформации поведения ребенка в процессе решении конфликта «хочу - надо». Первым направлением, «надо», выступает прямой путь «вперед» во взрослую жизнь с ее правилами, требованиями и обязательствами. Вторым направлением, «хочу», является определенное отступление «назад», защитная регрессия к предшествующим формам поведения. Третье направление, «налево», применяют так называемые «рациональные» дети, которые всеми силами пытаются трансформировать школьную ситуацию так, чтобы в ней взамен инициированного взрослыми «надо» доминировали «хочу» ребенка. Такие дети открыто ставят под сомнение само содержание системы взрослых правил и обязательств, часто что-либо предлагают, пытаются поменять исходные правила, протестуют и быстро выключаются из работы, если за ними не пошли и их не послушались. Такие дети весьма неудобны для взрослых, так как они как правило имеют собственное мнение и расположены к противоречию и конфликтам со взрослыми. Четвертое направление, «направо», является наиболее интересным. Если ребенок выбирает такое направление, то он изо всех сил будет стремиться соответствовать совокупности тех «надо», которые вытекают из той или иной ситуации. Но его, как правило, не удовлетворяет то, на сколько у него получается это соответствие. В итоге такой ребенок погружается в себя и очень сильно все переживает. У него появляются яркие, эмоционально окрашенные состояния. Его раздирают противоречия между различными желаниями. Такой ребенок не может принять себя в ситуации и поэтому в той или иной степени осознанно пытается изменить не внешний, а собственный внутренний психический мир, чтобы таким образом снизить уровень внутреннего психического напряжения и дискомфорта. В реализации такой психологической защиты у ребенка иногда получается иногда - нет. В том случае, когда те или иные переживания будут плохо осознанными и неотреагированными, они в последствии могут трансформироваться в психологические комплексы, которые можно часто наблюдать уже у взрослого человека. В целом, какой бы путь ни выбрал ребенок, неспособность полностью соответствовать новым правилам и требованиям взрослых неминуемо заставит его сомневаться и испытывать сильное эмоциональное напряжение. После поступления в школу ребенок становится в значительной мере зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Понимание критических замечаний в свой адрес оказывает воздействие на его самочувствие и является фактором трансформации самооценки. Если до школы определенные индивидуальные особенности ребенка могли совсем не мешать процессу его развития, воспринимались взрослыми как должное, то в школе идет процесс стандартизации условий жизни ребенка, в результате которого эмоциональные и поведенческие особенности личности ребенка проявляются особенно заметно. Как правило, на первом месте выступает сверхвозбудимость, высокий уровень чувствительности и низкий уровень самоконтроля, а также непонимание правил и требований взрослых. При этом идет процесс повышения уровня зависимости младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения других школьников (одноклассников). В результате это может возникнуть ситуация, когда школьник будет испытывать страхи определенного рода: что его будут считать смешным, трусливым, лжецом или безвольным. Как отмечают ученые, если в дошкольный период наиболее распространены страхи, связанные с действием инстинкта самосохранения, то у младших школьников наиболее распространенными являются социальные страхи.
...
Развитие психики младшего школьника
Какие изменения происходят с развитием психики младшего школьника? В этот период осуществляется перестройка всей сферы отношений младшего школьника, как указывал Д.Б. Эльконин. У дошкольника существуют две области социальных отношений, а именно "ребенок - взрослый" и "ребенок - дети". Указанные сферы связаны посредством игровыми занятиями. При этом итоги игры не оказывают значительного влияния на отношения ребенка и родителей, и отношения между детьми также не зависят от взаимоотношений с родителями. Данные две сферы существуют параллельно, они не образуют иерархической системы. Но при этом необходимо отметить и то обстоятельство, что на благополучие ребенка влияет гармония внутри его семьи.
В младшем школьном возрасте появляется новая структура указанных отношений. Система "ребенок - взрослый" трансформируется в следующие системы:
- младший школьник - учитель;
- младший школьник - взрослый;
- младший школьник - родители;
- младший школьник - дети.
Среда "ребенок - учитель" начинает отказывать влияние на систему отношений ребенка с родителями и другими детьми. При этом такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Славина показали данные экспериментальным способом. Поведение в школе, соответствующее требованиям учителя и получение высоких положительных оценок за успеваемость являются основными аспектами формирования отношений ребенка в младшем школьном возрасте как со взрослыми, так и с детьми своего возраста. Одним из главных вопросов к ребенку становится вопрос о том, как он учится в школе. Сфера "ребенок - учитель" превращается в центральную системы жизни младшего школьника, от которой начинает зависеть вся совокупность благоприятных для жизни сфер: "ребенок - учитель", "ребенок - родители", "ребенок - сверстники".
При этом сфера "ребенок - учитель" трансформируется в систему отношений "младший школьник - общество". В границах семейных отношений присутствует неравенство отношений, в период пребывания ребенка в детском саду взрослый является индивидуальностью, а в младшей школе начинает работать принцип "все равны перед законом". В образе учителя отражаются требования общества, в младшей школе начинает действовать система равных для всех эталонов, единых критериев для получения оценки. При этом в дореволюционной российской школе учитель являлся представителем государства не только по своей функции. На данный статус указывал и его внешний вид, т.е. наличие мундира. В начальной школе начинает строиться система четко установленных отношений, базирующихся на определенных правилах. Выстроить указанную систему отношений достаточно непросто. Как считал Гегель, поступление ребенка в школу является приведением человека к общественной норме.
Д.Б. Эльконин в своих трудах говорил о том, что младший школьник очень чутко реагирует на отношение педагога к детям: в случае, когда ребенок понимает, что у педагога появляются так называемые "любимчики", авторитет учителя снижается. В начале своего обучения младшие школьники пытаются строго соблюдать указания педагога. Но как только учитель в отношении того или иного правила допускает лояльность, то такое правило разрушается изнутри. Младший школьник начинает строить свое отношение со сверстниками с точки зрения того, как этот ребенок относится к эталону, который был указан педагогом. В результате появляются "ябеды". Сфера "младший школьник - учитель" пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе у ребенка дела идут хорошо, то значит и дома все становится хорошо, значит и со сверстниками тоже хорошо. Указанная социальная сфера развития младшего школьника требует значительной деятельности. Такая деятельность носит название учебной деятельностью.
Г.А. Цукерман проводила анализ значения кооперации с другими детьми в психическом развитии младших школьников. Базой для анализа являлась система экспериментального обучения русскому языку учащихся первых классов. Проводилось сравнение экспериментального и контрольного классов. В экспериментальном классе педагог осуществлял свою работу с группой совместно занимающихся школьников, и основной задачей педагога являлась организация делового общения младших школьников по теме изучаемого материала. В контрольном занятия школьников проводились базовым фронтальным способом, в процессе которого воздействия педагога направляется на каждого ребенка по отдельности. В результате исследования была получена экспериментальная информация о том, что младшие школьники, взаимодействующие посредством совместной работы в классе, в два раза выше оценивают собственные возможности и уровень знаний, т.е. у них более успешно развиваются рефлексивные действия, чем у учеников, обучение которые осуществляется традиционным методом.
Данные о том, что учебный материал школьники лучше воспринимают при совместном взаимодействии со сверстниками, чем с педагогом, коррелирует с мнением Пиаже, который относительно индивида говорил о наличии отношения со сверстниками и противопоставлял их сфере "ребенок - взрослый". В группе детей оного возраста отношения являются равноправными и симметричным, а в случае отношений младшего школьника со взрослым (какими бы демократичными они не являлись) - отношения становятся иерархическими и асимметричными. Пиаже говорил о том, что такие способности, как конструктивная критика, толерантность, умение рассмотреть ситуацию с точку зрения другого, формируются исключительно в процессе общения детей друг с другом.
Исключительно благодаря принятию мнения равных младшему школьнику лиц - в первую очередь других детей, а далее, в процессе взросления ребенка, и взрослых, истинная логика и этические нормы могут заменить эгоцентризм, логический и нравственный реализм Г.А. Цукерман сформулировала гипотезу о том, что взаимодействия со сверстниками значительно отличается от взаимодействия со взрослыми и так же, как и сотрудничество со взрослым, выступает важнейшим условием психического развития младшего школьника. В системе отношений ученика и взрослого обязательно возникает разделение функции: взрослый формирует цели и задачи, осуществляет контроль и выполняет оценку действий ребенка в младшем школьном возрасте.
В данной системе любое действие ребенок в младшем школьном возрасте совершает сначала со взрослым, далее уровень помощи взрослого постепенно снижается и пропадает совсем, тогда действие интериоризируется, и ученик начинает осуществлять его самостоятельно. Формируется замкнутый круг: без участия взрослого ребенок в младшем школьном возрасте не в состоянии освоить новое действие, но и в случае участия взрослого ученик не в состоянии полностью освоить действие, так как ряд элементов действия, а именно контроль и оценка, так и продолжают осуществляться взрослым. Таким образом, участие взрослого недостаточно для интериоризации всех нюансов предметных действий. Установлено, что дети в младшем школьном возрасте часто совершают ошибки в тех действиях, которые считаются достаточно сформированными (деятельная помощь педагога им не требуется), легко могут обнаружить и устранить такие ошибки, но только при побуждении со стороны педагога. Ученые объясняю данный феномен тем, что педагог осуществляет передачу всего операционального комплекса действия, но при этом является держателем задач и целей. До тех пор, пока педагог выступает центром учебной ситуации, у него есть функция контроля и финальной оценки, то есть полная интериоризация учебного действия младшем школьником не осуществляется.
Взаимодействия со сверстниками влияет на степень интериоризации по-другому, чем взаимодействие со взрослым. Ученые рассматривают взаимодействие со сверстниками как связующий элемент между началом образования нового действия при работе со взрослым и полностью самостоятельным интрапсихическим окончанием формирования. В случае кооперирования с другими младшими школьниками ситуация равноправного общения позволяет ребенку получить опыт контрольно-оценочных действий и мнений.
...
Год написания работы: 2023
Цена консультации по работе Особенности психического развития в младшем школьном возрасте - 350 руб.
Чтобы оформить заявку на получение файла с готовой работой или заказ на консультацию и помощь с работой по указанной теме по Вашим требованиям нажмите кнопку: