Факторный анализ прибыли от продаж

Факторный анализ прибыли от продаж

Вступайте в нашу группу ВКонтакте!

Примеры и формулы факторного анализа прибыли от продаж

Прибыль от продаж в соответствии с российской системой бухгалтерского (финансового) учета определяется как разность между полученной предприятием выручкой от основной деятельности (без учета НДС, акцизов и прочих аналогичных обязательных выплат), себестоимостью реализованной продукции (проданных товаров, оказанных услуг и т.п.), а также коммерческих и управленческих расходов предприятия. Прибыль (убыток) от продаж отражается (показывается) в строке 2200 "Отчета о финансовых результатах" и является важнейшим источником формирования финансовых ресурсов предприятия и показателем эффективности и результативности его основной деятельности. В различных источниках данный показатель также называется Операционная прибыль, на английском языке обозначается как Operating income, Operating profit. Смотрите также: Решение задач по АХД

Размещено на www.rnz.ru

Основной целью проведения факторного анализа прибыли от реализации является поиск резервов и обоснование основных направлений её увеличения.

Основными задачами проведения факторного анализа прибыли от продаж являются следующие:
- организация своевременного информационного обеспечения всех заинтересованных лиц (руководство, собственники, акционеры, контролирующие органы, плановые отделы и т.п.) такой информацией, которая позволяет вырабатывать оптимальные управленческие решения, необходимой для создания планов развития предприятия, своевременного выявления экономических проблем и разработки мер по их устранению;
- определение наиболее значимых факторов, воздействующих на величину эффективности реализации на предприятии;
- построение факторных моделей, наиболее адекватно отражающих процесс формирования исследуемого показателя на предприятии с учетом особенностей применяемой системы налогообложения, условий оплаты отпущенной продукции, уровня инфляции и т.п.;
- обоснование мер по максимизации объема доходов хозяйствующего субъекта;
- обоснование предложений по дальнейшему использованию получаемых хозяйствующим субъектом доходов от реализации.

Основными источниками информации при проведении факторного анализа прибыли от реализации являются такие документы предприятия, как "Отчет о финансовых результатах" (ранее - "Отчет о прибылях и убытках"), внутренняя управленческая отчетность, калькуляционные сметы, ведомости затрат, первичная бухгалтерская (финансовая) документация, различная официальная справочная информация (например, об уровне инфляции за анализируемый период) и т.п.

Проведение факторного анализа прибыли от реализации начинают, как правило, с оценки общей динамики данного показателя в абсолютных и относительных величинах и оценки уровня выполнения плановых показателей предприятия по объему операционных доходов.

Рассмотрим пример анализа выполнения плана по величине прибыли от продаж на базе условных данных.

Показатель
Базисный год
Отчетный год
 
 
 
План
Факт
Прибыль от продаж, д.ед.
3000
3500
3200

Анализ условных данных показывает, что фактически объем чистых поступлений увеличился в отчетном году по сравнению с базисным периодом на 200 денежных единиц или в 1.067 раза. При этом руководством предприятия планировалось увеличение суммы прибыли от продаж на 500 денежных единиц или на 16.67%. Это позволяет говорить о том, что план по величине чистых поступлений от сбыта не был выполнен, показатель выполнения плана составил 91.43%, план по объему чистых поступлений от сбыта был недовыполнен на 8.57% и требуется выявить причины невыполнения планового задания.

Следующим этапом факторного анализа прибыли от реализации является построение факторной модели. Необходимо отметить, что исходя из задач проводимого анализа, экономических особенностей предприятия, особенностей построения форм бухгалтерской (финансовой) отчетности таких формул может быть построчено достаточно много. Рассмотрим некоторые из них.

Изменение прибыли от продаж под влиянием воздействия факторов первого уровня может быть описано следующей формулой:

П = VРП*(ц-b) - А (1),

Данная факторная модель позволяет проанализировать влияние следующих факторов первого уровня на прибыль от реализации произведенных товаров (работ, услуг):

VРП - объем реализации произведенных товаров (работ, услуг);

ц - среднереализационная цена выпущенных изделий;

b - величина переменных затрат на единицу произведенных изделий, выполненных работ;

А - объем постоянных расходов предприятия.

Выполнять факторный анализ исследуемого показателя по указанной формуле можно при помощи, например, метода цепных подстановок. Также указанную факторную модель можно расширить для того, чтобы оценить влияние структуры отгруженных товаров (услуг, работ) на прибыль от реализации. Дальнейшее исследование позволяет оценить и влияние факторов второго уровня (или факторов второго порядка) на величину прибыли от продаж. Факторами второго уровня для исследуемого показателя могут выступать качественные характеристики реализуемых товаров (работ, услуг), изменение ситуации на рынке сбыта (общей конъюнктуры) и т.п.

С учетом структуры построения отчета о финансовых результатах для осуществления факторного анализа прибыли от реализации может применяться следующая факторная модель:

PQ = QP - S - K - Y (2)

Применение указанной формулы позволяет оценить изменение прибыли от реализации под влиянием действия следующих факторов:

- объема реализации произведенных изделий;

- структуры и ассортимента реализованных товаров;

- изменения уровня затрат на 1 руб. реализованных изделий;

- изменения коммерческих расходов;

- изменения управленческих расходов.

При этом расчет влияния факторов на прибыль от реализации можно проводить и способом балансовой увязки на основе формулы:

ΔPQ = ΔQP - ΔS - ΔK - ΔY

Покажем пример выполнения факторного анализа прибыли от продаж по факторной модели (2) на основании следующих исходных данных (пример условный):

Показатели, тыс.руб.
Базисный период
Отчетный период
Отклонение, +/-
Выручка от реализации
63823
50248
-13575
Себестоимость реализации
52892
39638
-13254
Коммерческие расходы
6556
7714
1158
Управленческие расходы
1000
850
-150
Прибыль (убыток) от реализации
3375
2046
-1329

1. Влияние объема реализации продукции на прибыль от продаж рассчитаем следующим образом:

ΔР1 = 3375*(0.749414-1) = -845.728 тыс.руб.

2. Влияние изменения структуры и ассортимента реализованной продукции определим следующим образом:

ΔР2 = 3375*(0.787302-0.749414) = 127.872 тыс.руб.

3. Влияние изменения уровня затрат на 1 руб. реализованной продукции на исследуемый показатель рассчитаем следующим образом:

ΔР3 = 50248*(0.828729-0.788847) = 2003.975 тыс.руб.

4. Влияние изменения коммерческих расходов определим следующим образом:

ΔР4 = 50248*(0.102722-0.153519) = -2552.448 тыс.руб.

5. Влияние изменения управленческих расходов определим следующим образом:

ΔР5 = 50248*(0.015668-0.016916) = -62.71 тыс.руб.

Проверка: -845.728+127.872+2003.975-2552.448-62.71 = -1329.04 тыс.руб. = -1329 - результаты расчетов совпадают. Незначительные отклонения (0.04 тыс.руб.) связаны с округлением при проведении промежуточных расчетов.

Вывод по результатам факторного анализа: таким образом, прибыль предприятия от реализации снизилась на 329 тыс.руб. Произошло это под влиянием следующих факторов: за счет сокращения объема реализации продукции на 13575 тыс.руб. прибыль от продаж снизилась на 845.728 тыс.руб.; за счет улучшения структуры и ассортимента проданной продукции исследуемый показатель повысился на 127.872 тыс.руб.; за счет уменьшения уровня затрат на 1 руб. реализованной продукции прибыль от продаж выросла на 2003.975 тыс.руб.; за счет увеличения коммерческих расходов на 1158 тыс.руб. и повышения их удельного веса величина исследуемого показателя снизилась на 2552.448; за счет роста удельного веса управленческих расходов, несмотря на их незначительное уменьшение в абсолютной величине, прибыль от продаж сократилась на 62.71 тыс.руб.

Приведенные модели позволяют получить достаточно значимый объем информации для разработки мероприятий по увеличению прибыли от продаж, однако иногда хозяйствующим субъектам требуется проведение более подробного исследования указанного показателя. В этом случае факторы детализируются до уровня отдельных элементов затрат, изучение которых и показывает их влияние на величину прибыли от продаж. Такими затратами могут выступать, например, расходы на сырье и материалы, заработная плата основных рабочих, заработная плата АУП, отчисления на социальное страхование различных категорий персонала, амортизация и т.п. Детализированный факторный анализ может проводиться не только по отдельным элементам затрат, обобщенным в Отчете о финансовых результатах, но и по отдельным номенклатурным позициям выпускаемой продукции или продаваемых товаров. Это позволяет определить, какие именно виды продукции в большей или меньшей степени способствуют увеличению, или, напротив, снижению величины прибыли, что позволит предприятию более эффективно управлять ассортиментом выпускаемой продукции.

При выполнении исследования указанного показателя прибыль от продаж существенное место занимает оценка влияния инфляции на исследуемый показатель. При этом исследование влияния инфляции на прибыль от реализации осуществляется по следующей схеме:

- определяется влияние инфляции на продукцию;

- определяется влияние инфляции на приобретаемое сырье;

- оценивается воздействие инфляции на затраты на оплату труда;

- рассчитывается влияние инфляции на величину амортизационных отчислений;

- рассчитывается величина общего влияния инфляции на прибыль от реализации.

Необходимо отметить, что построение факторной модели анализа прибыли от реализации продукции все-таки является вопросом дискуссионным, так как многие авторы по-разному классифицируют различные факторы, оказывающие влияние на данный показатель и предприятию в данном вопросе необходимо в первую очередь опираться на те цели и задачи анализа прибыли, которые хочет решить именно конкретный хозяйствующий субъект.

По результатам проведенного исследования определяют величину увеличения прибыль от продаж и разрабатывают соответствующие мероприятия. В качестве резервов роста исследуемого показателя могут выступать, например, снижение себестоимости продукции, рост цен на отпускаемую продукцию, повышение объемов отгрузки (в натуральных величинах), улучшение структуры выпуска продукции и т.п.

Ниже приводится пример факторного анализа прибыли от продаж. Для того чтобы провести факторный анализ прибыли от продаж онлайн, заполните нижеприведенную форму. По Вашим данным программа выполнит необходимые расчеты онлайн и выдает отчет. Факторный анализ прибыли от продаж онлайн в приведенном примере производится методом цепных подстановок с использованием факторной модели (1).

Онлайн-калькулятор для факторного анализа прибыли от продаж

В приведенной форме примера факторного анализа прибыли от реализации онлайн уже заполнены исходные данные, чтобы пользователь имел возможность посмотреть пример того, как выполняется такое исследование в режиме онлайн. Вместо исходных данных примера можно подставить в форму свои значения и выполнить расчет влияния указанных факторов на прибыль от продаж. При заполнении формы своими данными необходимо соблюдать размерность значений, приведенных в форме факторного анализа!

Показатель
План
Факт
Физический объем продаж продукции в натуральных измерителях (тонна, кг, шт., комплект и т.п.)
Цена реализации единицы продукции, руб.
Полная себестоимость единицы продукции, руб.
в т.ч. переменные расходы (ставка переменных затрат) на единицу продукции, руб.
Постоянные расходы на весь объем реализованной продукции, руб.
Сума прибыль от продаж, руб.