Факторный анализ прибыли от продаж

Факторный анализ прибыли от продаж

Вступайте в нашу группу ВКонтакте!

Факторный анализ прибыли от продаж, примеры и онлайн-калькулятор

Прибыль от продаж в соответствии с российской системой бухгалтерского (финансового) учета определяется как разность между полученной предприятием выручкой от основной деятельности (без учета НДС, акцизов и прочих аналогичных обязательных выплат), себестоимостью реализованной продукции (проданных товаров, оказанных услуг и т.п.), а также коммерческих и управленческих расходов предприятия. Прибыль от продаж отражается (показывается) в строке 2200 "Отчета о финансовых результатах" и является важнейшим источником формирования финансовых ресурсов предприятия и показателем эффективности и результативности его основной деятельности. Смотрите также: Решение задач по АХД

Размещено на www.rnz.ru

Основной целью проведения факторного анализа прибыли от продаж является поиск резервов и обоснование основных направлений её увеличения.

Основными задачами проведения факторного анализа прибыли от продаж являются следующие:
- организация своевременного информационного обеспечения всех заинтересованных лиц (руководство, собственники, акционеры, контролирующие органы, плановые отделы и т.п.) такой информацией, которая позволяет вырабатывать оптимальные управленческие решения, необходимой для создания планов развития предприятия, своевременного выявления экономических проблем и разработки мер по их устранению;
- определение наиболее значимых факторов, воздействующих на величину прибыли от продаж на предприятии;
- построение факторных моделей, наиболее адекватно отражающих процесс формирования прибыли от продаж на предприятии с учетом особенностей применяемой системы налогообложения, условий оплаты отпущенной продукции, уровня инфляции и т.п.;
- обоснование мер по максимизации объема прибыли хозяйствующего субъекта;
- обоснование предложений по дальнейшему использованию получаемой хозяйствующим субъектом прибыли от продаж.

Основными источниками информации при проведении факторного анализа прибыли от продаж являются такие документы предприятия, как "Отчет о финансовых результатах" (ранее - "Отчет о прибылях и убытках"), внутренняя управленческая отчетность, калькуляционные сметы, ведомости затрат, первичная бухгалтерская (финансовая отчетность), различная официальная справочная информация (например, об уровне инфляции за анализируемый период) и т.п.

Проведение факторного анализа прибыли от продаж начинают, как правило, с оценки общей динамики данного показателя в абсолютных и относительных величинах и оценки уровня выполнения плановых показателей предприятия по величине прибыли от продаж.

Рассмотрим пример анализа выполнения плана по величине прибыли от продаж на базе условных данных.

Показатель
Базисный год
Отчетный год
 
 
 
План
Факт
Прибыль от продаж, тыс.руб.
3000
3500
3200

Анализ условных данных показывает, что фактически объем прибыль от продаж вырос в отчетном году по сравнению с базисным на 200 тыс.руб. или в 1.067 раза. При этом руководством предприятия планировалось увеличение суммы прибыли от продаж на 500 тыс.руб. или на 16.67%. Это позволяет говорить о том, что план по величине прибыли от продаж не был выполнен, показатель выполнения плана составил 91.43%, план по объему прибыли от продаж был недовыполнен на 8.57% и требуется выявить причины невыполнения планового задания.

Следующим этапом факторного анализа прибыли от продаж является построение факторной модели. Необходимо отметить, что исходя из задач проводимого анализа, экономических особенностей предприятия, особенностей построения форм бухгалтерской (финансовой) отчетности таких факторных моделей может быть построчено достаточно много. Рассмотрим некоторые из них.

Изменение прибыли от продаж под влиянием воздействия факторов первого уровня может быть описано следующей факторной моделью:

П = VРП*(ц-b) - А (1),

Данная факторная модель позволяет проанализировать влияние следующих факторов первого уровня на прибыль от реализации продукции:

VРП - объем реализации продукции;

ц - среднереализацронная цена продукции;

b - величина переменных затрат на единицу продукции;

А - объем постоянных расходов предприятия.

Выполнять факторный анализ прибыли от продаж по указанной модели можно при помощи, например, метода цепных подстановок. Также указанную факторную модель можно расширить для того, чтобы оценить влияние структуры реализованной продукции на прибыль от продаж. Дальнейшее исследование позволяет оценить и влияние факторов второго уровня (или факторов второго порядка) на величину прибыли от продаж. Факторами второго уровня могут выступать качественные характеристики реализуемой продукции, изменение ситуации на рынке сбыта продукции (общей конъюнктуры) и т.п.

С учетом структуры построения отчета о финансовых результатах для осуществления факторного анализа прибыли от реализации может применяться следующая факторная модель:

PQ = QP - S - K - Y (2)

Применение указанной факторной модели позволяет оценить изменение прибыли от реализации под влиянием действия следующих факторов:

- объема реализации продукции;

- структуры и ассортимента реализованной продукции;

- изменения уровня затрат на 1 руб. реализованной продукции;

- изменения коммерческих расходов;

- изменения управленческих расходов.

При этом расчет влияния факторов на прибыль от реализации можно проводить и способом балансовой увязки на основе формулы:

ΔPQ = ΔQP - ΔS - ΔK - ΔY

Приведенные факторные модели позволяют получить достаточно значимый объем информации для разработки мероприятий по увеличению прибыли от продаж, однако иногда хозяйствующим субъектам требуется проведение детализированного факторного анализа прибыли от реализации. В этом случае факторы детализируются до уровня отдельных элементов затрат, исследование которых и показывает их влияние на величину прибыли от продаж. Такими затратами могут выступать, например, расходы на сырье и материалы, заработная плата основных рабочих, заработная плата АУП, отчисления на социальное страхование различных категорий персонала, амортизация и т.п. детализированный факторный анализ может проводиться не только по отдельным элементам затрат, обобщенным в Отчете о финансовых результатах, но и по отдельным номенклатурным позициям выпускаемой продукции или продаваемых товаров. Это позволяет определить, какие именно виды продукции в большей или меньшей степени способствуют увеличению, или, напротив, снижению величины прибыли от продаж, что позволит предприятию более эффективно управлять ассортиментом выпускаемой продукции.

При проведении факторного анализа прибыль от продаж существенное место занимает оценка влияния инфляции на исследуемый показатель. При этом исследование влияния инфляции на прибыль от реализации осуществляется по следующей схеме:

- определяется влияние инфляции на продукцию;

- определяется влияние инфляции на приобретаемое сырье;

- оценивается воздействие инфляции на затраты на оплату труда;

- рассчитывается влияние инфляции на величину амортизационных отчислений;

- рассчитывается величина общего влияния инфляции на прибыль от реализации.

Необходимо отметить, что построение факторной модели анализа прибыли от реализации продукции все-таки является вопросом дискуссионным, так как многие авторы по-разному классифицируют различные факторы, оказывающие влияние на данный показатель и предприятию в данном вопросе необходимо в первую очередь опираться на те цели и задачи анализа прибыли от продаж, которые хочет решить именно конкретный хозяйствующий субъект.

По результатам проведенного факторного анализа определяют величину увеличения прибыль от продаж и разрабатывают соответствующие мероприятия. Такими резервами могут быть, например, снижение себестоимости продукции, рост цен на отпускаемую продукцию, повышение объемов продаж (в натуральных величинах), улучшение структуры выпуска продукции и т.п.

Ниже приводится пример факторного анализа прибыли от продаж. Для того чтобы провести факторный анализ прибыли от продаж онлайн, заполните нижеприведенную форму. По Вашим данным программа выполнит необходимые расчеты онлайн и выдает отчет. Факторный анализ прибыли от продаж онлайн в приведенном примере производится методом цепных подстановок с использованием факторной модели (1).

Онлайн-калькулятор для факторного анализа прибыли от продаж

В приведенной форме примера факторного анализа прибыли от реализации онлайн уже заполнены исходные данные, чтобы пользователь имел возможность посмотреть пример того, как выполняется факторный анализ прибыли от реализации онлайн. Вместо исходных данных примера можно подставить в форму свои значения и выполнить расчет влияния указанных факторов на прибыль от продаж. При заполнении формы своими данными необходимо соблюдать размерность значений, приведенных в форме факторного анализа прибыли от продаж!

Показатель
План
Факт
Физический объем продаж продукции в натуральных измерителях (тонна, кг, шт., комплект и т.п.)
Цена реализации единицы продукции, руб.
Полная себестоимость единицы продукции, руб.
в т.ч. переменные расходы (ставка переменных затрат) на единицу продукции, руб.
Постоянные расходы на весь объем реализованной продукции, руб.
Сума прибыль от продаж, руб.